Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели уроков: актуализировать знания учащихся о роли мягкого знака; познакомить с правилом употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных (орф. № 9); научить руководствоваться данным правилом, графически обозначать условия его выбора, разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного и слова с ь в неопределённой форме глагола, с разделительным ь и ь после шипящих.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Создание алгоритма деятельности. Установление причинно-следственных связей. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Проводится в форме диктанта с последующей взаимопроверкой.

II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

“Отгадай-ка”. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица (метель); Щиплет за пятки — беги без оглядки (гусь); Маленький шарик под лавкой шарит (мышь); Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь); В воде родится, а воды боится (соль).

— Что связывает все ответы?

— Какое слово в ряду ответов лишнее? (Мышь.) Почему? Учащиеся повторяют орф. № 8.

— Зачем нужен ь на конце остальных слов? (Чтобы обозначить мягкость конечного согласного.) Учитель обращает внимание учащихся на то, что согласный на конце слов по мягкости- твёрдости находится в сильной позиции (хорошо слышно, что звук мягкий или твёрдый).

— Нужен ли для этого ь на конце слов после шипящих? Учащиеся повторяют, что по мягкости-твёрдости шипящие не образуют пары (этот материал ещё понадобится на уроке).

III. Изучение нового материала.

Правило об употреблении / неупотреблении мягкого знака для обозначения мягкости согласных перед другими согласными в учебнике представлено только частично. Учебник предлагает обращаться к орфографическому словарю в тех случаях, когда мягкость обозначать не нужно (мостик), причём в данной части правила присутствует пример (пончик), который выше был уже отражён в орф. № 9 (кончить). Поэтому можно рекомендовать учителю опереться на практический материал учебника, а теоретический материал использовать только частично, вводя классические формулировки правила употребления ь для обозначения мягкости согласного.

В процессе работы учащиеся систематизируют данное правило в форме таблицы, которую составляют в тетради-справочнике.

Ь

для обозначения

мягкости согласного

пишется

1

На конце слов: конь, лось, уголь, дверь

2

Между мягкой и твёрдой согласной в середине слова (а также между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым) **: банька (баньке), судьба, письмо, серьга, тоньше

3

Всегда после л: полька, угольщик, пальчик

Ь

не пишется

4

Между двумя мягкими согласными (кроме л и п. 2): кости, гости, гвозди, мостик

5

В сочетаниях ч, щ с другими согласными (перед ними или после них): пончик, ночка, мощный, кончить, нянчить, барабанщик, уборщик

** Как правило, это бывает перед согласными к, б, м, г.

1. Чтение и анализ материалов для наблюдения на с. 138, иллюстрация примерами из разминки и домашней работы, чтение стихотворения из упр. 309. В таблицу заносится: “ь пишется на конце слова” (п. 1).

Пару банка — банька стоит дополнить аналогичными примерами, работа с которыми сопровождается обязательным проговариванием слов и транскрипцией согласных звуков (учитель следит за тем, чтобы в случае оглушения согласных учащиеся не сделали ошибки в транскрипции (ре[т]ко — ре[т’]ка): полка — полька; пенка — пенька; зорко — зорька; редко — редька; галка — галька; горка — горько; ранка — раненько; тонко — Тонька; без толка — только и др.

2. Чтение материалов для наблюдения и правила на с. 139 (орф. 9), заполнение таблицы (п. 5). Выполнение упр. 303, 304, работа с буквосочетаниями в рамочке. При выполнении упр. 304 необходимо исключить на этом этапе предпоследнюю строку, поскольку правописание слов, расположенных в ней, рассматривается ниже. Исходные слова первой строки (кость, трость и др.) также рассмотреть позднее.

3. Наблюдение над произношением и написанием слов первой и предпоследней строк упр. 304, 305, формулировка и запись правила: “Между двумя мягкими согласными ь не пишется” (п. 4). Работая с этой группой слов, необходимо провести наблюдение над теми ситуациями, которые представлены в п. 2 таблицы, т. е. когда ь пишется между двумя мягкими согласными.

Для этого надо сопоставить несколько слов, например: судьба (ь обозначает мягкость согласного, стоящего перед твёрдым) — о судьбе (ь пишется между двумя мягкими, потому что это то же самое слово, а мы знаем, что в слабой позиции пишется то же, что и в сильной); обратимся к Кузьме (ставим в начальную форму — Кузьма, здесь мягкий согласный в сильной позиции, перед твёрдым, значит, и в слабой позиции — перед мягким — будет писаться ь); поётся в песне (нет такой формы, где бы появился твёрдый согласный, значит, это позиция — между двумя мягкими согласными, поэтому ь не пишется).

4. Чтение второго правила на с. 140 (первое не читается), заполнение таблицы (п. 3). Учащиеся подбирают примеры, вступая в игру “Кто последний?” (побеждает сказавший последнее слово): укольчик — пальчик — тюлька — больше — сколько — пальба — зеркальце — угольщик...

5. Наблюдения над правописанием группы слов в рамочке на с. 140 (в таблице — п. 2), а также над словами: борьба, горько, кутерьма, зорька, Петька, просьба, свадьба, серьга, усадьба, ведьма, ходьба, деревенька, нянька, ступенька, седенький, бедненький, узенький, тесьма, но: колоколенка, вишенка, нянчить, клянчить, барабанщик, женщина и др.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Упражнение 306.

V. Подведение итогов урока.

Учитель помогает учащимся сформулировать, какая позиция для парных по мягкости-твёрдости согласных является сильной, какая — слабой. Эти сведения заносятся в таблицу, которую учащиеся составляли на уроке 69.

Звуки

Сильная позиция

Слабая позиция

Парные по мягкости-твёрдости согласные

Перед гласными, твёрдыми согласными и на конце слов; звуки [л] и [л’] всегда в сильной позиции

Перед мягкими согласными

VI. Домашнее задание. Подготовить устное научное сообщение по составленным таблицам; упр. 307.






Для любых предложений по сайту: [email protected]