Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Двойная роль букв е, ё, ю, я - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, определять количество звуков и букв в словах; совершенствовать умение транскрибировать слова; закрепить орфографические навыки; развивать навыки соблюдения орфоэпических норм.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока
- Лингвистическая пятиминутка. Актуализация темы урока.
Школьник Петя написал такие слова: ёд, Емен, ёга, маёр, раён, маёнез. Какие он совершил ошибки и почему? Как правильно пишутся эти слова? Какая буква пропала при ошибочном написании?
Пропала буква й. На эту букву в русском языке не начинаются слова, поэтому она бывает в начале слов крайне редко, причём только в словах иноязычного происхождения. Не пишется эта буква и перед гласными, поэтому школьник и не употребил её в трёх последних словах также иноязычного происхождения. Таким образом, школьник соблюдал правила русской графики, но они в этих словах не работают. Правописание этих слов надо запомнить: йод, Йемен, йога, майор, район, майонез.
Итак, в русском языке есть такой звук, который на письме прячется в гласные буквы. А специальная буква й, которая имеется в алфавите для его обозначения на письме (учащиеся говорят, какая она по счёту в алфавите), употребляется только после гласных в конце слова (лай, Кай, узнай, давай, другой) или перед согласными (лайка, кайма, Незнайка).
- Освоение темы урока.
- Фронтальная беседа с использованием теоретических материалов учебника (с. 141) и собственных наблюдений учащихся.
— Что же происходит в остальных случаях, когда мы произносим звук [й]? Как нам на письме отразить те слова, в которых есть данный звук, но правила русской графики запрещают писать букву й? Как в этом случае поступил Петя?
— Сравните с записанными Петей русские слова, которые по звучанию похожи на те, в которых он сделал ошибки, но пишущиеся в соответствии с правилами русской графики: ёлка, Емеля, ёжик, маёвка, раёк.
— В какие гласные буквы прячется [й’] и в каких ситуациях это происходит? Найдите в материалах учебника на с. 142 ответ на вопрос.
- Учащиеся делают краткую запись полученных сведений.
Позиция в слове |
Е |
Ё |
Ю |
Я |
1) начало слова |
||||
2) после гласной |
[й’э] |
[й’о] |
[й’у] |
[й’а] |
3) после разделительных ъ и ь |
- Транскрибирование (лучше провести полное транскрибирование) слов в соответствии с данным выводом под наблюдением учителя. При составлении транскрипции учитель просит учащихся провести комментарий всех несовпадений звукового состава с буквенным изображением слов (внимание: оглушение конечного согласного в слове ёж, обозначение безударных гласных в словах поёт, колье).
1) Ель, ёж, юла, яма; 2) лает, поёт, тают, маятник; 3) колье, ружьё, вьют, ручья.
— В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков? (Ель.) Почему? А что в остальных словах?
Для работы можно использовать также упр. 310 (2—4-й столбики).
- Работа с теоретическим материалом на с. 142, выявление второй роли букв е, ё, ю, я. Упр. 310, транскрибирование слов первой группы.
- Упражнение 311.
III. Орфоэпический тренинг.
Учитель предлагает сравнить произношение слов кофе и кафе, составить их транскрипцию [коф’э] — [кафэ]. На какую особенность произношения согласного ф перед буквой е обратили внимание учащиеся? В каком из слов соблюдаются правила произношения, свойственные для русского языка, а в каком нет?
Выполняется упр. 313, анализируется произношение слов в рамочках. Объясняется значение слов кашне (платок, шарф, который повязывается на шею), ателье (предприятие по оказанию населению различных услуг), вспоминают значение слова партер.
Учитель сообщает учащимся о том, что в словах иноязычного происхождения буква е не указывает ни на мягкость, ни на твёрдость предшествующего согласного, поскольку мы должны заранее знать, как такое слово произносится — с твёрдым или с мягким согласным перед е. Поэтому слова иноязычного происхождения доставляют трудности не только пишущим, поскольку, как правило, содержат непроверяемые написания, требующие обращения к орфографическому словарю и запоминания, но также и говорящим, так как требуют обращения к орфоэпическому словарю и запоминания их произношения. С этим словарём учащиеся познакомятся на следующем уроке.
Слова из рамочки на с. 143 учащиеся заносят в таблицу, заполняемую в словарике, дополняя её словами из словарика “Произноси правильно!” на с. 173—174 и предложенными учителем.
Произносится мягко |
Произносится твёрдо |
Музей, текст, тема; шинель, дефис**, зебра, бассейн, рента, серия, термин, пудель, дельфин, схема, паркет, театр, телефон и др. |
Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе; фонетика, дельта, компьютер, антенна, гантели, туннель, бизнес и др. |
** В учебном словарике представлено произношение твёрдого согласного перед е, однако орфоэпическая норма современного русского языка предполагает два варианта произношения (преимущественно с мягким).
- Тренировочные упражнения на закрепление изученного.
- Упражнение 312.
- Выборочный диктант по вариантам: 1-й вариант записывает слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного; 2-й вариант — слова, в которых эти буквы обозначают два звука; выделяют все орфограммы, имеющиеся в словах (у доски работают по два представителя каждого варианта, при проверке по очереди комментируют орфограммы):
подъезд, яркий, увяз, занёс, люлька, вьётся, племя, каёмка, юрта, бьют, паренёк, свёкла, щавель, пьеса, январь, декабрь, беседа, ябеда, позёмка, объявление.
— Какие слова выписали оба варианта? (Ябеда, объявление.)
— В каком слове есть буква я, которая не указывает на мягкость предыдущего согласного? Какое орфографическое правило регулирует это написание? Что мы слышим в этом слове? Под руководством учителя составляется транскрипция этого слова: вьётся — [вй’оца].
— На какое произношение слов щавель, свёкла вы обратили внимание?
- Подведение итогов урока.
Учащиеся называют, какие есть способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, и делают небольшой подсчёт: какое количество букв надо было бы добавить в русский алфавит, если бы в языке не было бы этих специальных указателей мягкости (пришлось бы удвоить количество парных по мягкости-твёрдости согласных).
- Домашнее задание. Упр. 314.