Слово и его лексическое значение - Лексика. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Слово и его лексическое значение - Лексика. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: осознание лексического богатства русского языка; гордость за русский язык; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; метапредметные: извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств; умение пользоваться толковым словарём; работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения; преобразование визуальной информации в текстовую; владение устной и письменной речью, построение сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; предметные: знание предмета изучения лексикологии, функций слова в языке, основных способов толкования лексического значения слова; знание содержания понятий “лексическое значение слова”, “толковый словарь”, “словарная статья”, “грамматическое значение слова”, “однозначные слова”, “многозначные слова”, “омонимы”, “синонимы”, “антонимы”, знание функций синонимов и антонимов в речи; умение толковать лексическое значение слова, разграничивать лексические и грамматические значения слова, распознавать однозначные и многозначные слова, определять прямое и переносное значение слов, отличать омонимы от многозначных слов; умение использовать в собственной речи синонимы и антонимы.

Уроки 83, 84. Слово и его лексическое значение (§ 64)

Цели уроков: познакомить с предметом изучения лексикологии, функциями слова в языке, с содержанием понятий “лексическое значение слова”, “толковый словарь”, “словарная статья”, “грамматическое значение слова”; сформировать знание основных способов толкования лексического значения слова; научить пользоваться толковым словарём, выявлять информацию, содержащуюся в словарной статье и разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и справочной литературы. Переработка информации. Синтез знаний. Познавательная инициатива. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.

Ход уроков

I. Работа над ошибками в контрольном диктанте. Актуализация темы урока.

Формы работы: индивидуальная, групповая, самоанализ, консультация (её проводит учитель или сильный ученик), взаимопомощь и др. Учащиеся продолжают вести “Словарь личных ошибок”.

Работа заканчивается ответом на вопрос: “Имеет ли значение для проверки написания слов их лексическое значение?” Учащиеся приводят примеры.

II. Изучение нового материала.

1. Учитель сообщает учащимся о том, что К. Г. Паустовский считал русский язык “алмазным языком” (так называется глава в его книге “Золотая роза”, в которой он размышляет о труде писателя). В этой главе есть такая мысль: “Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий... Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с „дождевых“.

Учащиеся записывают первое предложение и обмениваются мыслями по поводу высказывания писателя. Затем учитель предлагает учащимся собрать известные им “дождевые” слова, после чего продолжает знакомить с отрывком из книги Паустовского: “Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни”.

Учащиеся сравнивают свои записи со словами Паустовского, называют те слова, которые им не понятны.

2. Чтение диалога на с. 149—150, повторение тех сведений, которые имеются в словах участников этого диалога.

3. Чтение теоретического материала на с. 150, запись сведений в переработанном виде в тетрадь-справочник: “Лексика — это словарный состав языка. Лексикология — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав”. Учащиеся комментируют постановку знаков препинания.

4. Выполнение заданий упр. 326 сопровождается записью слов в словарики: бессмертник, пергамент.

5. Каким источником мы пользуемся, чтобы узнать значение слова? Чтение второй теоретической информации на с. 150. Знакомство с толковыми словарями, имеющимися в кабинете русского языка, запись в словарики “дождевых” прилагательных, незнакомых учащимся.

6. Анализ статьи толкового словаря.

— Какая информация содержится в статье?

— Найдите сведения, которые отражают лексическое значение слова, затем — его грамматическое значение.

Учитель дополнительно предлагает познакомиться со статьями словаря, описывающими существительное и глагол (педагогу лучше самому подобрать эти статьи, можно и с использованием словаря учебника, предусмотрев, что учащиеся ещё не знакомы с понятием многозначности).

Бессмертник, -а, м. Растение семейства сложноцветных с сухими невянущими цветками. Букетик бессмертников.

Шуршать, -шу, -шишь; несов. Производить шорох. Сухие листья шуршат под ногами.

Учащиеся записывают данные сведения в произвольной форме (можно в форме таблицы).

Слово в начальной

форме с указанием ударения

Грамматические сведения

Лексическое значение

Пример

употребления

7. Чтение и расшифровка сведений, имеющихся в словарных статьях учебника: жюри, гравий, оранжевый, лиловый, накрениться, боронить. Учащиеся представляют слова по алфавиту. Комментируют имеющиеся в статьях грамматические сведения.

8. Анализ текста упр. 327, формулирование и запись основной мысли данного текста.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 329, подготовка рассказа о словах, сочинение небольшого текста с использованием данных слов (учитель может объявить конкурс на лучшее сочинение).

2. Выполнение упр. 331 сопровождается записью в словарик слова кроссворд (словарь учебника, с. 178).

3. Анализ теоретического материала на с. 152, запоминание способов разъяснения лексического значения слова.

4. Выполнение упр. 334 заканчивается ответом на вопрос: “Чем отличаются эти записи от толкования слов в словарной статье?”

5. Самостоятельное составление словарной статьи с одним из слов.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Учитель сообщает, что словарная статья даёт образец употребления слов русского языка, указывая, с какими словами данное слово дружит (учёные говорят: сочетается), и предлагает подумать, близки ли по цветовой гамме слова, размещённые в рамочке на с. 153.

Учащиеся с помощью толкового словаря определяют лексическое значение данных прилагательных, анализируют примеры их употребления (материал можно вывести на экран):

Голубой — светло-синий; цвета ясного неба. Голубые незабудки. Голубой шарф. Голубая открытка. Голубой цвет.

Лазурный — светло-синий; цвета ясного неба; небесно-голубой. Лазурное небо, лазурное море.

Бирюзовый — голубой или зеленовато-голубой; цвета бирюзы. Бирюзовое небо, море. Бирюзовые крылышки стрекоз. Бирюзовое платье. Бирюзовый цвет.

Небесный — ярко-голубой; цвета неба. Глаза небесного цвета.

После предварительной работы выполняется упр. 335.

2. Мини-тренинг с близкими по звучанию и значению словами, по-разному употребляющимися в речи. Учащиеся должны выбрать слово из каждой пары и вставить его в предложение (форму слов, если это необходимо, можно изменить).

1. На ... заводе освоили выпуск новой продукции (стекольный — стеклянный). 2. Здесь лечили ... заболевания (грибной — грибковый). 3. Перед выходом мама ... на дочку пальто (надеть — одеть). 4. Не забудьте ... за проезд (оплатить — заплатить)!

3. Выразительное чтение высказываний о слове и языке (упр. 333, 336), содержательный анализ высказываний; запись в словарики слова лексикон (словарь учебника, с. 178).

4. Лексический диктант. Учащиеся узнают слова по их лексическому значению и записывают в составе словосочетания (у доски параллельно работают два ученика).

1) Лёгкие летние туфли с открытым верхом и без задника (босоножки); 2) сердито бормотать, выражая неудовольствие (ворчать); 3) сосуд для варки кофе (кофейник); 4) сняв одежду, надеть на себя другую (переодеться); 5) скрытно, тайком от других (украдкой).

Перед проверкой учитель даёт подсказку: слова-ответы расположены в алфавитном порядке.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся делают вывод о важности понимания лексического значения слова и знания особенностей его употребления, затем проверяют друг друга на усвоение новых сведений, тестируют на запоминание лексического значения слов, встретившихся на уроке.

VI. Домашнее задание. Знать теоретические сведения § 64; упр. 330 (составить словарные статьи с выделенными словами); по желанию — упр. 332.






Для любых предложений по сайту: [email protected]