Антонимы - Лексика. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Антонимы - Лексика. Культура речи

Цели урока: познакомить с содержанием понятия “антонимы”, со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, использовать при описании изображённого на рисунке.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Спишите стихотворение, вставив пропущенные знаки препинания, объясните их постановку с помощью схемы.

Старик проснулся в ранний час

Когда седой рассвет

Окрасил, сумрачно лучась,

Природу в алый цвет. (П. Антокольский)

— Найдите прилагательное, которое использовано у автора в переносном значении.

— Подберите синонимы к прилагательным.

II. Освоение темы урока.

1. Чтение материалов для наблюдения на с. 165, выполнение заданий с использованием рисунка на с. 166.

2. Анализ и запоминание нового термина, сравнение его с терминами омонимы, синонимы.

— Какие слова в этом ряду являются антонимами? (Синонимы — антонимы.)

3. Есть ли в стихотворении Антокольского слова, к которым вы можете подобрать антонимы? (Старик — юноша; ранний — поздний; сумрачно — ясно.)

4. Изучение статьи словаря антонимов (выдержка из “Словаря антонимов русского языка” М. Р. Львова).

ПРАЗДНИЧНЫЙ — БУДНИЧНЫЙ

Праздничный день — будничный день. Праздничная одежда — будничная одежда. Праздничное настроение — будничное настроение.

А то, пожалуй, он [Афанасий Иванович] иногда выйдет в старом халате потому, что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. (Н. Гоголь)

5. Работа с упр. 369, 370. Вывод об особенностях построения русских пословиц на основе противопоставления, с использованием антонимов.

6. Лото “Антонимы”. Учащиеся получают карточки с написанными словами. Ведущий называет по очереди слова, которые игроки должны записать в свою карточку. Условие: записываются антонимы. При проверке учащиеся обращают внимание на то, что каждая пара слов является словами одной и той же части речи.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

ссориться

быстро

активный

мокрый

старый

потерять

великан

сытый

смех

добрый

вспомнить

интересно

молодой

шум

уродливый

потеря

вред

возражать

будущее

храбрость

толстый

румяный

друг

обвинять

мудрость

поражение

вежливо

говорить

Слова, которые называет ведущий (они могут быть написаны на маленьких карточках и раскрываться в случайной последовательности): мириться, медленно, карлик, сухой, найти, пассивный, голодный, молодой, забыть, плач, злой, скучно, старый, тишина, красивый, находка, польза, соглашаться, прошлое, трусость, тонкий, бледный, враг, оправдывать, глупость, победа, грубо, молчать.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Подберите антонимы к многозначным словам (постарайтесь избегать повторов):

а) мягкий хлеб, мягкий диван, мягкий голос; мягкое наказание, мягкие черты лица; б) мелкие ягоды, мелкий пруд, мелкий шрифт, мелкие недоделки, мелкий дождик; в) свободный народ, свободная речь, свободное место, свободная квартира, свободный костюм; г) плохой почерк, плохой актёр, плохой поступок, плохая оценка, плохое настроение.

2. Упр. 372 выполняется с дополнительным условием: составить словосочетания с данными словами.

IV. Подведение итогов урока.

С какой целью используются антонимы в речи? Докажите, что они делают речь более яркой, выразительной. В каких произведениях устного народного творчества используются антонимы?

V. Домашнее задание. Упр. 371, 374 (по выбору, индивидуально).






Для любых предложений по сайту: [email protected]