Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Основа слова. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели уроков: сформировать представление об основе слова; научить находить и выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах; совершенствовать умение писать письмо товарищу.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации из текстов. Сочинение. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Работа в паре. Совместная деятельность. Взаимооценка.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка. На доске написаны слова: козерог, урок, берлога, сорока, мочь, поволочь. Что их связывает со словом творог? (Все они с ним рифмуются.) С каким окончанием это способны сделать слова берлога и сорока, а также глаголы? (С нулевым.) Какие позиционные чередования происходят на конце слова в этой группе? (Оглушение парных согласных.) У доски один ученик делает фонетический разбор слова берлог: [б’иэрлок].
“Кто больше?” Соревнование: класс делится на группы и подбирает рифмы к слову творог (в соответствии с представленными моделями).
II. Проверка домашнего задания.
— Каких слов встретилось больше — с окончаниями или неизменяемых? У слов каких частей речи нет окончаний?
III. Изучение темы уроков с опорой на материалы учебника.
1. Чтение диалога (с. 10), анализ его содержания и пересказ последней реплики. Подбор собственных примеров по аналогии с имеющимися в диалоге. Чтение теоретического материала, запись определения термина основа слова в словари в переработанном виде: Основа слова — это... .
2. Упр. 386. У доски один ученик составляет схему предложения, другой графически объясняет пропущенные орфограммы, объясняет способ проверки с помощью изменения формы или подбора однокоренного слова. Лексическая работа: ветла (вётлы). Подбор слов, аналогичных глаголу набирается, выделение основ и окончаний, повторение орфограммы № 23.
3. Упр. 388 выполняется частично: выписывается предложение с прямой речью, составляется его схема; графическая работа с выделенными словами. Дополнительно: что помогает понять, что Саша — это девочка? (Окончание прилагательного.) Повторяется значимость окончания.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 389: выразительное чтение отрывка, мини-конкурс на лучший заголовок; у доски учащийся выписывает ласковые слова и делает их морфемный разбор (матушка, деревяшечку); учащиеся выписывают первое и последнее предложения 2-го абзаца, графически объясняют знаки препинания; выделяют основы существительных.
Лексическая работа: прерии (с. 162); подбор синонимов к слову буран.
V. Сочинение в форме письма к другу.
1. Повторение сведений о структуре письма, чем оно начинается и заканчивается; о знаках препинания при обращении.
2. На втором уроке — самостоятельная работа по упр. 390, использование памятки на с. 149.
VI. Подведение итогов уроков. В форме взаимопроверки.
VII. Домашнее задание. Упр. 387. Запись слов из рамочки в словари.