Корень слова - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Корень слова - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить находить корень слов, выделять его, подбирать и образовывать однокоренные слова; разграничивать совпадающие по звучанию корни; находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Анализ явлений. Переработка информации, составление плана. Коммуникативные УУД. Взаимопомощь. Взаимоконтроль.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.

Маруся ужасно устала:

За вечер прошла три...

(квартала).

Скажите, может осьминог

На ужин получить...

(творог)?

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

Запись слов, выученных дома. Вопросы и задания: “Какие они по отношению друг к другу? Какое слово также близко к ним по значению? (Сиреневый.) Подберите к нему однокоренные слова. Как вы это сделали?

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Самостоятельная работа с материалами учебника на с. 12—13. Учащиеся читают диалог, материалы для наблюдения и определение термина. Результат работы — составление плана рассказа о корне слова, подбор своих примеров и выступление с устным сообщением о корне слова.

2. Упр. 391, 392. Учащиеся в скобках указывают часть речи.

3. Упр. 393. Учитель комментирует задание, для образца помогает выполнить работу с последней группой слов. Работа проверяется в парах, затем коллективно. Учащийся, работающий у доски, выписывает группу, в которой все слова однокоренные, выделяет основы слов, окончания и корни.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 394. Предложения записываются в два столбика, парами, работа сопровождается устным комментированием.

2. Упр. 395 проводится под контролем сильных учеников, оказывающих помощь товарищам. У доски работают два ученика (с 1-й и 2-й группами слов), выписывают только слово, имеющее другой корень, подбирают к нему однокоренные. Последнюю группу можно дополнить словом горе. При работе с корнем -гор- (гореть) учащихся надо предупредить о том, что для проверки его написания нельзя использовать ударный гласный.

Вопросы на понимание: “Сколько корней -гор- мы встретили? Какой термин можно использовать для их характеристики?” (Омонимичные корни.)

V. Подведение итогов урока. Анализ выполненных у доски работ, выявление значимости умения находить корень слова.

VI. Домашнее задание. Мини-сочинение по упр. 397. Индивидуально: сообщение по заданию упр. 396 (рекомендуется использование словарей).






Для любых предложений по сайту: [email protected]