Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Рассуждение. Сочинение-рассуждение - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели уроков: развить представление о рассуждении как функционально-смысловом типе речи; сформировать знание о структуре рассуждения; научить составлять план и писать сочинение-рассуждение на заданную тему.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Планирование действий. Коррекция. Познавательные УУД. Дедуктивное умозаключение. Установление аналогий. Устное и письменное рассуждение. Коммуникативные УУД. Умение выражать свою точку зрения.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Какие слова здесь зашифрованы: [паро’к]; [пиро’к]? Ответ: 1) порог, порок, парок (от пар); 2) пирог, пирок (от пир), пирог (от пирога). Какие явления здесь представлены? (Омофоны и омоформы.)
— Предлагая свою версию, постройте её в виде связного высказывания.
Класс оценивает, насколько утверждение товарищей было убедительным, определяет, из каких частей состояло высказывание.
II. Проверка домашнего задания.
Работа по актуализации темы урока продолжается выступлениями с индивидуальными заданиями. Сопоставление с домашними сочинениями. Делается вывод: каждый раз, когда нам приходится что-то объяснить, ответить на вопрос “почему”, мы прибегаем к рассуждению.
III. Изучение темы уроков.
1. Чтение и анализ материалов для наблюдения (с. 14—15), выделение ключевых слов, называющих структурные части рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Подбор синонимов к этим словам, запись определений.
2. Анализ текста. Определение темы, основной мысли, составление плана. Учащиеся готовят устное рассуждение о типе речи данного текста.
Понаблюдайте за колонией ворон в весенней роще, и вы убедитесь, что они живут рядом, но не вместе. Никто не видел, чтобы две вороны сговорились и притащили совместно хотя бы один прут размером побольше себя. Никогда не бывало, чтобы две или три серые пары вздумали совместными усилиями соорудить одно общее, более удобное жилище. Поэтому назвать колонию ворон дружным обществом нельзя. (По Л. Успенскому)
IV. Тренировочные упражнения на закрепление материала.
1. Упр. 398, сопоставление с написанными дома сочинениями.
2. Упр. 399: выразительное чтение текста, запись слов в словари, формулирование тезиса, подбор аргументов, устное рассуждение. Класс находит использованные в рассуждении средства связи между частями.
3. Упр. 401. Дополнительно: составление схемы текста; выразительное чтение по ролям; обсуждение записанных толкований слов (в том числе богатырь).
V. Подготовка к сочинению (по упр. 402).
Учащиеся выбирают тему, составляют развёрнутый план сочинения, в котором сжато формулируют тезис, аргументы и вывод, в работе используют памятку на с. 149, консультируются с учителем.
VI. Написание сочинения.