Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Чередование звуков - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с видами чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; научить распознавать чередование гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов, подбирать слова с чередующимися гласными и согласными.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
“Кто больше?” В домашнем упр. 417 использовалось слово посадка. Подберите к нему однокоренные слова с той же приставкой, глагол употребите в форме 1-го л. ед. ч. (посажу, посаженный, посад, посадский, посажёный). Что происходит в корне слова? Как называется это явление? Значение последних трёх слов комментируется.
II. Изучение темы урока.
1. Чтение теоретического материала, работа с таблицей упр. 421, составление плана рассказа о чередовании звуков, устное выступление по плану. Работа может быть организована по вариантам: 1-й вариант готовит материал о чередованиях при образовании слов; 2-й — при изменении форм слов. Подбираются примеры: чем больше примеров, тем выше оценка работы варианта.
Учитель дополняет подобранный материал словами с чередующимися гласными. Используется встречавшийся ранее материал (заря — зорька, гореть — загар), имеющийся в учебнике (выравнивать — выровнять; к глаголам скакать — скачет добавляется слово вскочить), а также дополнительный: опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать и др.
2. Упр. 423; 424 — групповое. В упр. 423 следует обратить внимание на слова земля (оземь, земель) и ледяной (льда), поскольку материал о чередовании гласных с нулём звука будет представлен на следующем уроке.
III. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант (подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные): дразнить — раздражать — подражание; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать; увлекаться — увлечение.
2. Выборочный диктант: выписать из предложений только слова, в которых есть чередование.
1) И снегом он обносит берлогу медвежонка. (Л. Мей)
2) Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса. (А. Пушкин)
3) И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз. (М. Лермонтов)
IV. Подведение итогов урока в форме взаимопроверки.
V. Домашнее задание. Упр. 422.