Беглые гласные - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Беглые гласные - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: дать представление о чередовании гласных о и е с нулём звука в одной и той же морфеме; научить распознавать слова с беглыми гласными, подбирать слова с беглыми гласными по образцу.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Прогнозирование. Познавательные УУД. Анализ явлений. Переработка информации. Познавательная инициатива. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

И с ним куда хочу, туда и полечу! (В. Майков)

— Найдите слова с чередованиями. В каком слове из домашней работы есть такое же чередование? (Верчу — вертеть.)

II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

“Кто больше?” Учащиеся находят корень в прилагательном беглый и подбирают однокоренные глаголы. У доски соревнуются два ученика: кто больше придумает существительных с корнем -бег- (например: бег, набег, забег, пробег, побег, разбег, пробежка, разбежка, бегун, бегунья, беготня, беженец, беженка, перебежчик, беглец, беглянка, прибежище, конькобежец, убежище, бегство, авто-, вело-, мотопробег), учащиеся проверяют и дополняют работу товарищей.

— Какое чередование есть в этом корне?

— Как вы думаете, какие гласные будут называться беглыми?

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Чтение материалов учебника (с. 24), переработка таблицы и запись определения беглых гласных в тетрадь-справочник.

2. Упр. 425, 426 сопровождаются словарной работой (от слов ремень, чехол образуются слова с уменьшительными суффиксами), обращением к таблице “Суффиксы”, составленной на уроке 102; орфографическим комментарием, в том числе сопоставлением суффиксов -ек- и -ик-. Данная орфограмма изучается в 6 классе, однако слова с этими суффиксами представлены в заданиях, поэтому в облегчённом виде можно отразить данную ситуацию, тем более что в ней демонстрируется роль беглых гласных: ключик — ключика (гласная не убегает); но замочек — замочка (беглая е).

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 427. Стихотворение выразительно читается, выполняются указанные задания, комментируется слово набекрень (наречие, синоним набок), затем проводится осложнённое списывание.

V. Подведение итогов урока в игровой форме по упр. 429, 430.

VI. Домашнее задание. Упр. 428 (слова записать по группам в зависимости от того, в какой морфеме беглая гласная).






Для любых предложений по сайту: [email protected]