Разделительные ъ и ь - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Разделительные ъ и ь - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить навыки правописания слов с орфограммами — разделительными ъ и ь, букв и, у, а после шипящих; формировать мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила употребления ъ и ь; навыкам монологической и диалогической речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Чтение текста, составленного из словосочетаний упр. 53.

2) Задания из рабочей тетради.

2. Объяснительный диктант.

Частная жизнь, лестные слова, участвовать в соревнованиях, парашютный спорт, прелестный голос, хоккейный матч, баскетбольная корзина, тяжелый рюкзак, чудесное звучание, связать варежки, широкая площадь, неповоротливые моржи, чайная чашка, щуплая фигура.

III. Работа по теме урока

Обсуждение вопросов.

— В чем особенность букв ъ и ь?

— В каких случаях употребляется ь?

— Может ли ъ выполнять не только разделительную функцию?

— Какие функции, кроме разделительной, может выполнять ь?

— Проверьте себя, читая правило на с. 28 (орфограмма № 6).

— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 28), устно выполните упр. 54 и сделайте вывод.

IV. Закрепление изученного материала

1. Предупредительный диктант.

Появиться, фотосъемка, вьюжный, въезжать, соединить, подъем, предъявить, беличья, пьеса, сузить, заехать, ручьи.

Запишите слова в три столбика:

1) с разделительным ь;

2) с разделительным ъ;

3) без разделительных знаков.

Объясните графически выбор орфограммы (на доске и в тетрадях).

2. Задание. Попробуйте убрать ъ и ь из слов:

съел (сел), въелся (велся), объеду (обеду), въеду (веду); польёт (полёт), зверья (зверя) и т. п.

Вывод: ъ и ь играют смыслоразличительную роль.

3. Упр. 55—56 — самостоятельная работа.

Обратим внимание на огласовку приставки при изменении глагола: сбить — собью.

V. Подведение итогов

— В чем значение твердого и мягкого знаков?

Домашнее задание

1. § 12.

2. Упр. 57, 58 - подготовка к диктанту.

3. Рабочая тетрадь: задание 21 (с. 12).






Для любых предложений по сайту: [email protected]