Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Раздельное написание предлогов с другими словами. Повторение изученного - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить навыки правописания слов с орфограммами — разделительными ъ и ь; дать понятие об орфограмме-пробеле, орфограмме-дефисе; научить отличать предлоги от приставок; кратко повторить изученное; прививать навыки анализа работы на уроках; развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать способность к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило раздельного написания предлогов с другими словами; различать предлоги и приставки; применять приемы получения информации; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 57 - подготовленный диктант.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Вспомним, какие орфограммы мы повторили.
— Что общего у этих орфограмм? (Все они — орфограммы-буквы.)
Но орфограммами могут быть не только буквы. Есть еще орфограммы-пробелы. Слитное или раздельное написание слов — это тоже орфограммы.
Прежде всего, выбор орфограммы-пробела касается предлогов. Казалось бы, все ясно: предлоги пишутся отдельно от слов, перед которыми они стоят. Сложность состоит в том, что многие предлоги и приставки совпадают по звучанию, написанию и даже по смыслу. Важно уметь отличать предлоги от приставок.
— Вспомните, какие части речи могут иметь предлоги. (Существительные, местоимения.)
— Может ли глагол иметь предлог? (Нет. У глаголов могут быть только приставки.)
— Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложениях.)
— В каких случаях существительные и местоимения имеют предлоги? (Предлоги появляются только в косвенных падежах.)
— Как отличить предлог от приставки? (См. образец рассуждения в упр. 59.)
Кроме слитного и раздельного написания слов, существует еще один способ — написание через дефис. Дефис (черточка) — это орфографический знак. Его не надо путать с пунктуационным знаком тире (длинной черточкой).
Через дефис пишутся, например, некоторые местоимения (чей-то, кто-нибудь), повторы (быстро-быстро, старый-старый), слова с повторяющимися или близкими по смыслу корнями (чисто-пречисто, грусть-тоска), устойчивые сочетания (хлеб-соль, овощи-фрукты). Подробнее о случаях дефисного написания мы будем говорить позже, а пока важно запомнить орфограмму— дефис в предлогах из-под, из-за.
2. Проведите самостоятельные наблюдения (с. 30) и сделайте вывод.
Вывод. Предлоги из-под, из-за пишутся через дефис, употребляются с Р. п.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 59 — комментированное письмо.
2. Упр. 60 — самостоятельная работа.
3. Упр. 62 — устный разбор, запись под диктовку предложений.
V. Подготовка к сочинению по рисунку
1. Упр. 63 — беседа по рисунку.
2. Устное сочинение.
VI. Подведение итогов
— Как связаны произношение и правописание?
— Что важно помнить при фонетическом разборе слов?
— Какие орфограммы, изученные в начальной школе, мы повторили? (Правописание гласных и согласных в корнях слов; буквы после шипящих, разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами.)
VII. Рефлексия
— Какие темы кажутся вам легкими, а какие — сложными?
— Что нового вы узнали при повторении материала?
— Что вас заинтересовало на уроках? Какие задания вам интересно выполнять?
— Что вам хотелось бы изменить в уроках, добавить к ним?
— Как вы оцениваете свою работу на уроках?
Домашнее задание
1. § 6—13 - повторить.
2. Упр. 61.