Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных; показать условия выбора -е — -и в безударных окончаниях; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа, правописания падежных окончаний; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант.

Молодежь, необъятный, Отечество, приволье, Родина, простор, Отчизна, вырасти, отцы, Великая Отечественная война, мощный, операция, праздничный, памятный.

2. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 528 — ответ на дополнительный вопрос (морфологический разбор выполняется на доске).

2) Упр. 531 — обсуждение вопросов и заглавия: “Разноцветный снег”, “Краски февраля”.

3) Упр. 532 — обсуждение вопросов и заданий.

III. Самоопределение к деятельности

Самостоятельные наблюдения и чтение правила (§ 97, с. 67,68). Мы вспомнили правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. ч., повторив теоретический материал. Возникает вопрос: нет ли какого-то легкого правила, чтобы проверять безударные окончания существительных в косвенных падежах?

IV. Работа по теме урока

Такое правило есть. Мы знаем, что набор окончаний для каждого склонения одинаков. Чтобы проверить безударное окончание, надо подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием в том же падеже; ударное окончание подскажет, какую букву надо писать в безударном окончании: о стране́ - о берёзе, на окне́ — на вечере, у ржи́ — у оттепели.

Надо сказать, что проверочные существительные легко подобрать к 1-му и 2-му склонению, а к 3-му это сделать сложнее, так как мало существительных 3-го склонения с ударными окончаниями в косвенных падежах, их лучше запомнить: рожь — ржи, ложь — лжи. А может быть, вы найдете свои примеры? Применим это правило на практике.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 533 — комментированное письмо.

2. Упр. 535 - чтение, самостоятельное выполнение.

Комментарий

От пословицы Собака на сене лежит: сама не ест и скотине не дает образовалась поговорка, которая употребляется гораздо чаще самой пословицы: собака на сене.

3. Упр. 536 - выполнение заданий, самостоятельная работа (морфемный, фонетический и синтаксический разбор выполняют на доске три ученика).

VI. Подведение итогов

— Когда в родительном, дательном и предложном падеже пишется окончание -е, а когда — -и (-ы)?

Домашнее задание

1. § 97 (с. 67, 68).

2. Упр. 534, 537.






Для любых предложений по сайту: [email protected]