Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных; показать условия выбора гласных в безударных окончаниях существительных на -ия, -ий, -ие; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж существительных, узнают правила определения падежа, правописания падежных окончаний; научатся выбирать гласные в безударных окончаниях существительных на -ия, -ий, -ие; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Объяснительный диктант.

Доверять молодежи, жить в республике, удивляться необъятной шири моря, расставить на скатерти, посадить цветы на балконе, работать на даче с весны до осени, улыбаться от гордости и радости, вспоминать о раздолье полей, отдыхать в воскресенье.

2. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 534 — чтение составленных предложений, комментарии к орфограммам.

2) Упр. 537 — выполнение заданий.

(Во время проверки упр. 534 двое учеников записывают на доске колонки с ответами.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Рассмотрим особую группу существительных, относящихся к 1-му и 2-му склонению. Это существительные, оканчивающиеся на -ия, -им, -ие.

Во-первых, приведем примеры таких существительных и определим их морфемный состав: компания, алюминий, знание.

Подчеркнем, что речь идет не об окончаниях, а о буквах, на которые оканчиваются подобные слова.

— Как правильно определить окончание? (Надо просклонять существительные: изменится только окончание, прояснится основа.)

Просклоняем наши существительные (на доске) и выясним, что гласный и относится к основе.

Во-вторых, заметим, что там, где у обычных существительных окончание -е или -и, у нашей группы и у существительных 3-го склонения — только -и.

2. Работа с таблицей.

Падеж

Существительные 1-го и 2-го склонения не на -ия, -ий, -ие

Существительные 1-го и 2-го склонения на -ия, -ий, -ие и 3-го склонения

И. п.

Земля, варенье

Компания, алюминий, знание, ночь

Р. п.

Земли, варенья

Компании, алюминия, знания, ночи

Д. п.

Земле, варенью

Компании, алюминию, знанию, ночи

П. п.

Земле, варенье

Компании, алюминии, знании, ночи

Вывод. Если склоняем существительные 1 -го и 2-го склонения на -ия, -ий, -ие или существительные 3-го склонения, мы знаем, что в косвенных падежах в сомнительных случаях окончание только и.

3. Чтение теоретического материала учебника (§ 97, с. 69).

Примечание

На с. 70 даны существительные с предлогами: о лекции, о юбилее, об армии. Отметим, что вариант морфемы (предлог об) употребляется в том случае, если существительное начинается с гласной, обозначающей один звук (не е, ё, ю, я): об арбузе, об уроках, об играх, об основе, об экономике, но: о ели, о ёжике, о юнге, о яблоке.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 538 — комментированное письмо.

2. Упр. 539 — чтение текста, беседа по вопросам.

Комментарий

Стиль речи — научно-популярный, есть элементы разговорного стиля (частица уж, вводные слова).

Главная мысль первой части — слов, оканчивающихся на -ий, в нашем языке не так уж много; второй части — существительные, оканчивающиеся на -ие, -ия, в нашей речи встречаются часто.

Обратим внимание на логическую неточность в рассуждении. В первой части текста среди примеров немногих слов на -ий есть существительное алюминий, а среди противопоставленных им слов — калий, магний, которые, как и алюминий, являются химическими элементами. Почему они попали в разные группы?

3. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 70 (о лекции, о юбилее, об армии), в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.

V. Подведение итогов

— В чем особенность склонения существительных на -ия, -ий, -ие?

Домашнее задание

1. § 97 (с. 69).

2. Упр. 540.






Для любых предложений по сайту: [email protected]