Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Контрольный диктант. Тест - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разбора, работы с тестами; формировать навыки самоанализа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Работа по теме уроков
Диктант.
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: “Водоросли, наверное?”
Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.
Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.
(92 слова)
(По В.П. Астафьеву)
Примечание
Следует сообщить ученикам о двоеточии в третьем предложении и о запятой при вводном слове в четвертом предложении или не считать ошибками, если эти знаки препинания не будут поставлены.
Грамматическое задание
1. Сделайте морфологический разбор существительных: вариант I — заката; вариант II — струями.
2. Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте их схемы. Вариант I — первое предложение второго абзаца (Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки), вариант II — второе предложение третьего абзаца (Он подбросил в костер дров, снова лег на спину).
3. Выпишите существительные, которые употребляются: вариант I — только во мн. ч.; вариант II — только в ед. ч.
Комментарий
1. Морфологический разбор слов.
Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину.
Вариант I
I. Заката — сущ. (чего?).
II. Н. ф. закат; нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в Р. п., в ед. ч.
III. Отблески (чего?) заката.
Вариант II
I. Струями — сущ. (чем?).
II. Н. ф. струя; нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл., в Т. п., во мн. ч.
III. Тянулись (чем?) струями.
2. Синтаксический разбор предложений.
3. Вариант I — дрова, сумерки, вариант II — синева, дремота.
III. Итоговый тест по теме “Имя существительное”
Тест 23 (по вариантам): см. КИМы (проводится на втором уроке).
Домашнее задание
Упр. 563 — подготовить устный рассказ по картине.