Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского Февраль. Подмосковье - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского Февраль. Подмосковье - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; закрепить понятие о пейзаже; развивать навыки монологической речи; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения- описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления, использовать средства выразительности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольных работ

III. Самоопределение к деятельности

Репродукцию картины Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье” мы уже рассматривали (см.: урок 126) в связи с изучением имени существительного. Вернемся к ней и рассмотрим более вдумчиво: вам предстоит устно описать картину.

Некоторые, наиболее внимательные из вас, заметили, что в подготовке рассказов, устных и письменных, могут помочь упражнения учебника: 480, 481,518, 563. Прочитаем тексты и задания этих упражнений.

Дома вы подготовили устные рассказы. Слушайте друг друга внимательно: вам надо будет написать отзыв на устное сочинение одного из ваших товарищей.

Между выступлениями будем делать маленький перерыв, чтобы вы успели записать необходимое — наброски для будущей рецензии.

IV. Работа по теме урока

Примечание

В новом учебнике помещена несколько урезанная репродукция, некоторые фрагменты картины остались за ее пределами. Можно воспользоваться репродукцией из старого учебника или найти репродукцию лучшего качества в альбомах живописи.

— В каком жанре живописи написана картина? (В жанре пейзажа.)

— Что изображено на картине? (Примерный ответ. Неохватный простор, уходящее за горизонт шоссе, справа — железнодорожная насыпь, видны вагоны поворачивающего поезда, остроконечные ели, дачный домик среди елей, отдыхающая лыжница, фигурки людей у шоссе возле машины, высокие облака, закат, тени на снегу.)

— Какова композиция картины? Как расположены на ней предметы?

— Какие краски использовал художник?

Пример сочинения

Большую часть картины занимает простор неба. Оно розоватого цвета. Лес вдалеке пересекает пространство картины, отделяет небо от земли. Февральский снег отражает цвета заката, становится нежно-розовым. На снегу тени от высоких елей, которые своими остроконечными вершинами разрезают небо.

Темно-серая лента шоссе, свободная от снега, упирается острием в горизонт. Ее очертания повторяют заостренные контуры елей. Устремлена ввысь и башенка дачи, затерявшейся в елях.

Геометричность, четкость темных предметов: треугольников елей, дачного домика и перспективы шоссе, прямоугольников и треугольников теней на снегу и облаков, прямых линий столбов — сглаживаются мягкими розоватыми и голубоватыми оттенками, преобладающими на картине. Она оставляет светлое, спокойное, радостное впечатление.

V. Подведение итогов

Каждый из вас увидел на картине что-то свое, нашел свои слова для ее описания, для передачи впечатлений, поделился с другими, и теперь у нас более объемное, полное, глубокое представление о произведении — мы смотрим теперь на картину не только своими глазами, мы отмечаем детали, мелочи, обращаем внимание на то, чего раньше не видели. Мы учимся воспринимать произведения искусства и радоваться им.

Домашнее задание

1. Написать отзыв на устное сочинение по картине.

2. Работа над ошибками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]