Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имя прилагательное как часть речи - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить изученное о прилагательных в начальной школе; показать роль прилагательных в речи; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать имя прилагательное от других частей речи; узнают морфологические признаки имени прилагательного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и разбор отзывов на устные сочинения
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
— Что называется прилагательным?
— С какой частью речи согласуются прилагательные?
— Как изменяются прилагательные?
2. Самостоятельные наблюдения (§ 101, с. 81), беседа по вопросам.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 565 — выполнение заданий (устно).
2. Упр. 566 - комментированное письмо.
Комментарий
Словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении: серым утром, серым днем, черную весть, по шелковым перышкам.
3. Упр. 567 — выразительное чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (морфологический и морфемный разбор слов выполняется на доске).
Дополнительный вопрос
— Какой художественный прием использован в описании березки?
Комментарий
Прилагательные, с помощью которых береза описана как живое существо: грустную, нарядную, родную, ненаглядную. Наряд березки описывается как наряд девочки, это прием олицетворения.
4. Упр. 568 — выразительное чтение, обсуждение вопросов, списывание второй части текста.
Комментарий
Стиль текста — художественный. Тема текста — отношение человека к живой природе. Основная мысль: предостеречь человека, который часто губит живое “по пустой прихоти”, от бездумного отношения к природе.
Первая часть — первые два предложения. Вторая часть — следующие три предложения. Звуковые впечатления от падения дерева передают чередования сонорного [р] и шипящих и свистящих звуков: затрещит, зашумит вершиной; с нарастающей быстротой и шумом; шуму ветра; рухнет.
Синонимы к слову сотрясение: дрожание, колебание.
5. Упр. 569 — обсуждение вопросов (письменно).
V. Занимательная лингвистика
Подберите как можно больше определений-прилагательных, характеризующих Жилина и Костылина — героев рассказа Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”.
VI. Подведение итогов
— Каково значение прилагательных в речи?
Домашнее задание
1. § 101.
2. Упр. 570.