Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Глагол как часть речи - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить изученное о глаголе; закрепить знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении, в речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать глагол от других частей речи; определять морфологические признаки глагола; использовать глаголы в речи; узнавать синтаксическую роль глагола; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
Мы приступаем к изучению последней в этом году темы из раздела “Морфология”, большой темы — “Глагол”.
Вы заметили, сколько нового узнали о, казалось бы, известных вам из курса начальной школы частях речи: существительном и прилагательном? Станут обширнее и глубже ваши знания и о глаголе.
— Что такое глагол?
— На какие вопросы отвечают глаголы?
— Что такое спряжение?
— Как изменяются глаголы? Приведите примеры.
— В какой форме глаголы изменяются по родам?
— Какова синтаксическая роль глаголов?
2. Сверка ответов с теоретическим материалом учебника (§ 106, с. 97-98).
3. Определение грамматических признаков глаголов (текст записан на доске).
Задание. Выпишите глаголы, определите их грамматические признаки (спряжение, число, время, лицо) и синтаксическую роль.
Люди заметили, что морские котики уже перед рассветом знают, какая будет погода днем. Если они толпами лезут в воду, резвятся, можно не слушать по радио сводку погоды. Будет тихо. Котиковая метеорология безошибочна.
Комментарий
Заметили — II спр., во мн. ч., в прош. вр.
Знают, лезут — I спр., во мн. ч., в наст, вр., в 3-м л.
Резвятся — II спр., во мн. ч., в наст, вр., в 3-м л.
Будет — I спр., в ед. ч., в буд. вр., в 3-м л.
Слушать — I спр., в н. ф.
Дополнительный вопрос
— Какой частью речи выражено сказуемое в последнем предложении? (Кратким прилагательным “безошибочна”.)
4. Работа по учебнику.
1) Упр. 603 — выполнение задания (устно).
Дополнительный вопрос
— Являются ли словосочетаниями: шумит тростинка, шумит клен, шумят они? (Нет, это грамматические основы.)
2) Упр. 604 — комментированное письмо.
3) Упр. 605 — самостоятельная работа.
Дополнительное задание. Подберите к глаголам однокоренные прилагательные, определите, в чем сходство и различие между данными глаголами и прилагательными.
4) Упр. 606 — обсуждение вопросов (устно).
III. Подведение итогов
Просмотрите еще раз глаголы, которые вы записали в тетрадях, и глаголы, встретившиеся нам в упражнениях.
— Какую роль играют глаголы в речи? Что они могут обозначать? (Примерный ответ. Глаголы могут обозначать действия, движение (лезут, резвятся, сажают), мыслительные процессы (заметили, знают), зрительные и звуковые образы (желтеет, зеленеет, шумит) и т. д.)
Домашнее задание
1. § 106.
2. Упр. 607.