Не с глаголами - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Не с глаголами - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить правописание не с глаголами и существительными; развивать культуру речи, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания не с глаголами; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое глагол?

— Как изменяются глаголы?

— Какова роль глагола в предложении?

2. Упр. 607 — беседа по вопросам (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор).

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения и чтение правила (§ 107, с. 99).

2. Беседа.

Вспомним, как пишется не с существительными.

Есть общее правило для глаголов и существительных: не пишется слитно, если слово без не не употребляется (не является в этом случае приставкой): ненавидеть — ненависть, негодовать — негодование.

Существительное пишется с не раздельно, если в предложении есть отрицание, противопоставление. Если противопоставления нет — слитно. Глагол же с не пишется раздельно всегда, кроме случаев, когда слово без не не употребляется.

Разгулялась непогода. Не хочу делать уроки: виновата не погода, а лень.

Это неправда! Ты говоришь не правду, а ложь.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 609 — комментированное письмо.

Комментарий

В последнем предложении (Кто поздно встает, у того хлеба недостает) необходимо разобрать по составу глагол недостает: в этом глаголе приставка недо-. Смысл этой приставки — недостаточность, нехватка чего-либо.

Не будем путать со случаями, когда рядом оказываются отрицательная частица не и приставка до-.

Мой братишка не достает до кнопки нашего этажа в лифте. Ему недостает роста.

Из-за плохого аппетита ребенок часто не доедал суп. Бедные люди недоедают.

2. Упр. 610 - выполнение задания (устно).

3. Упр. 612 — комментированное письмо.

4. Упр. 614 - чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (морфологический разбор выполняется на доске).

5. Упр. 615 — сочинение-миниатюра, обсуждение.

6. Словарная работа.

1) Прочитайте вслух слова, помещенные в рамке на с. 99, определите начальную форму глаголов.

Не буду, не был — быть; не могу, не мог — мочь; не хотел, не хочу — хотеть; не стану, не стал — стать.

2) Выпишите слова, помещенные в рамке нас. 100 и в примечании к упр. 610, в тетрадь-словарик.

Ненавидеть, недоумевать, негодовать, неволить, недомогать, неистовствовать.

V. Подведение итогов

— Расскажите о правописании не с глаголами.

Домашнее задание

1. § 107.

2. Упр. 616 — выполнение заданий (устно).

3. Упр. 611, 613 — выполнение заданий (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]