Неопределенная форма глагола - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Неопределенная форма глагола - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: углубить представления о неопределенной форме глагола; показать трудные для написания неопределенные формы глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять неопределенную форму глагола; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Устные рассказы, рассказы по картинкам, нарисованным учениками.

2. Упр. 617 — подготовленный диктант.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) необычна тем, что она, как ни странно, в отличие от других форм глагола, действия не обозначает.

Действительно, глагол читает обозначает действие в настоящем времени, в 3-м лице, ед. ч. (он, она читает). Глагол читали обозначает действие в прошедшем времени, во мн. ч. (мы, вы, они читали). Глагол прочитаем обозначает действие в будущем времени, во мн. ч. (мы прочитаем).

Начальная, неопределенная форма — читать — не означает, что кто-то читает, читал или прочитает. Никто ничего еще не делает. Начальная форма лишь называет действие. В этом она сходна с существительными.

Сравним: Читать — это интересно и Чтение — это интересно. Смысл предложений сходен, но в первом предложении роль подлежащего играет глагол в начальной форме, а во втором — существительное.

Начальная форма не показывает, не определяет ни время, ни число, ни лицо, ни род. Поэтому она и называется неопределенной. Работать глагол начинает, когда изменяет начальную, неопределенную форму.

2. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений и правила (§ 109, с. 103, 104).

— Что нового вы узнали о неопределенной форме глагола из теоретического материала учебника? (Примерный ответ. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -нь, в которых на конце пишется ь.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 620 — выразительное чтение, обсуждение вопроса, запись глаголов в неопределенной форме на доске и в тетрадях с обозначением их окончаний.

Комментарий

Ходить, шевелить, думать, гадать, соглядать, стоять, поберечь, подстеречь.

Глагола соглядать в современном русском языке не существует, но смысл его прояснится, если сделать морфемный разбор. Подберем современный синоним: увидеть.

2. Упр. 621 — комментированное письмо.

Комментарий

В неопределенных формах глаголов, помещенных в рамке на с. 103, перед окончанием стоит буква я, она не проверяется ударением. Есть и другие подобные слова. Их проще запомнить в стихотворной форме:

Сеять, веять, маяться,

Лаять, хаять, каяться,

Чуять, чаять и затеять,

Реять, таять и лелеять.

Примечание

Есть еще довольно редкие глаголы: баять (устар., просторечн.) — говорить; блеять — издавать блеяние (крик овец и коз), это слово имеет и переносное значение (груб.) — невнятно бормотать; граять — издавать громкий беспорядочный крик, каркать (о грачах, воронах, галках); содеять — совершить, сделать (слово носит книжный и официальный оттенок).

3. Упр. 622 — комментированное письмо.

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 104, в тетрадь-словарик, составьте с ними словосочетания.

Жечь, беречь, стеречь.

V. Подведение итогов

— В чем вы видите особенность неопределенной формы глагола?

Домашнее задание

1. § 109.

2. Упр. 623.






Для любых предложений по сайту: [email protected]