Развитие речи. Рассказ - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Рассказ - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цель: развивать навыки монологической речи, составления рассказов по рисункам, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять типы речи; научатся составлять рассказ по картинкам; использовать глагол как средство выразительности; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Объяснительный диктант.

Не знаешь правила, не хочу заниматься, ненавидит ложь, не мог справиться, не достает до выключателя, не был за границей, недомогать из-за простуды, не стану слушать, негодует, мне нездоровится, недостает внимания.

III. Самоопределение к деятельности

— Как обычно начинаются рассказы о каких-либо случаях из жизни? (Как-то раз, однажды, был такой случай, эта история произошла в маленьком городке и т.д.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом в рисунках.

Мы уже описывали произведения живописи: пейзажи, натюрморты; составляли рассказы по картинам, изображающим жанровые сценки (“Мальчишки” Ф.П. Решетникова); описывали отдельные рисунки.

Теперь мы попробуем составить устный рассказ не по одному, а по ряду связанных между собой рисунков.

— Вспомните, встречались ли вам раньше рассказы в рисунках. Где вы видели такие серии рисунков? (В детских журналах.)

— Каков характер таких рисунков? (Обычно комический, юмористический.)

— Как называются такие рисунки? (Юмористические рассказы в рисунках с краткими подписями называются комиксами.)

Рассмотрите рисунки датского художника X. Бидструпа на с. 102. Они настолько выразительны, что не нуждаются даже в подписях.

Наша задача — превратить рассказ в рисунках в устный рассказ.

IV. Работа по теме урока

1. Упр. 618 — беседа по вопросам.

2. Устные рассказы по картинкам.

Пример рассказа

Это случилось в одной небольшой дружной семье. Все началось с того, что папа решил повесить на стену портрет своего отца.

— Смотри, сынок, это твой дедушка, — показала на портрет мама.

Папа определил место на стене для портрета. Вместе с сыном принес лестницу и забрался на нее, готовясь забить гвоздь в стену.

Мама и сын придерживали лесенку, чтобы папа не упал. И вот папа хорошенько размахнулся молотком и... угодил маме прямо по голове, а потом и себе по пальцам, в которых держал гвоздь.

Мама схватилась за голову, выпустив из рук лестницу. Сын лестницу не удержал, и она начала падать. В одно мгновение упал сын, свалился с лестницы папа, лестница перевернулась и придавила папу. Рядом грохнулся молоток. К общему шуму добавились испуганные вопли дружной семейки.

Охала мама, держась за ушибленную голову, орал малыш, стонал на полу папа. Один дедушка на портрете всё так же безмятежно улыбался.

И вот наконец портрет помещен на стену. Все домочадцы в сборе: у всех перевязаны головы, у сына загипсована сломанная рука, папа гордо держит забинтованные пальцы, но дело сделано: можно любоваться портретом.

3. Упр. 619 — чтение задания, обсуждение вопросов.

V. Подведение итогов

Случай, о котором рассказал в рисунках датский художник, не такой уж смешной, если представить себя на месте его героев. Что же смешного, если человек получил травмы?

Люди часто попадают в нелепые ситуации из-за своей неловкости, неумения, самоуверенности. Мы с вами тоже можем вспомнить подобные случаи из своей собственной жизни. Важно не воспринимать их трагически, а постараться посмотреть на себя со стороны, с юмором. Именно юмор выручает нас в непростых ситуациях, помогает бороться с неприятностями.

Кто захочет познакомиться с другими рассказами в картинках Бидструпа, может взять в библиотеке альбомы этого художника.

Домашнее задание

1. Упр. 617 — подготовка к диктанту.

2. Упр. 619 — подготовить устные рассказы.

3. Задание для желающих: нарисовать рассказ в картинках.






Для любых предложений по сайту: [email protected]