Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Будущее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять способы образования глаголов будущего времени; образовывать простую и сложную форму будущего времени глагола; определять непостоянные признаки; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Обсуждение вопросов.
— Глаголы какого вида имеют формы настоящего времени?
— Что обозначают глаголы настоящего времени?
2. Упр. 658 - чтение текстов, составленных по темам.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 117, с. 119).
Вывод. Будущее время глаголов имеет две формы: простую и сложную. Будущее простое время образуется от глаголов совершенного вида: сделаю, научимся; будущее сложное — от глаголов несовершенного вида: буду делать, будем учиться.
2. Сверка вывода с теоретическими сведениями (с. 119—120).
3. Задание. Выпишите из фрагментов стихотворения Н.М. Рубцова “Родная деревня” глаголы; укажите их вид, время и значение.
Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
Глаголы настоящего времени: бывает, торопится — несов. вида, значение действий, происходящих постоянно, в любое время.
Глагол прошедшего времени: кончил — сов. вида, значение законченного действия.
Глаголы будущего времени: уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит — сов. вида, значение действий, которые совершатся, закончатся в будущем.
Объясните постановку знаков препинания.
— Как соотносятся фрагменты этого стихотворения? (Примерный ответ. Они противопоставлены по смыслу: желание мальчишки уехать из родной деревни противопоставлено тоске по родине взрослого человека.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 662 — выразительное чтение, обсуждение вопросов; определение форм глаголов (устно).
Комментарий
Глаголы в форме будущего простого времени: привыкнут, добьетесь, возобновит, заключит.
Глаголы в форме будущего сложного времени: будете сидеть; будут подходить; будет брать, садиться (глагол будет относится к обоим глаголам).
2. Упр. 664 — комментированное письмо.
Комментарий
Все возможные формы времени глаголов: растил — буду растить, вырастил — выращу, чувствовал — буду чувствовать, почувствовал — почувствую.
3. Упр. 665 — самостоятельная работа, последующая проверка.
4. Словарная работа.
1) Запишите слова, помещенные в рамке нас. 121, в тетрадь-словарик; составьте с ними предложения.
Мечта, космонавт, стадион, арена, спартакиада.
2) Прочитайте вслух глаголы, помещенные на поле с. 120, запишите их в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия” (положу́ — поло́жишь — поло́жит; положи́ть — положи́л — положи́ла).
V. Подведение итогов
— От чего зависит образование будущего простого или будущего сложного времени?
Домашнее задание
1. § 117.
2. Упр. 663, 666.