Будущее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Будущее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять способы образования глаголов будущего времени; образовывать простую и сложную форму будущего времени глагола; определять непостоянные признаки; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Обсуждение вопросов.

— Глаголы какого вида имеют формы настоящего времени?

— Что обозначают глаголы настоящего времени?

2. Упр. 658 - чтение текстов, составленных по темам.

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения (§ 117, с. 119).

Вывод. Будущее время глаголов имеет две формы: простую и сложную. Будущее простое время образуется от глаголов совершенного вида: сделаю, научимся; будущее сложное — от глаголов несовершенного вида: буду делать, будем учиться.

2. Сверка вывода с теоретическими сведениями (с. 119—120).

3. Задание. Выпишите из фрагментов стихотворения Н.М. Рубцова “Родная деревня” глаголы; укажите их вид, время и значение.

Бывает, что пылкий мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

— Я тоже отсюда уеду!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу...

Глаголы настоящего времени: бывает, торопится — несов. вида, значение действий, происходящих постоянно, в любое время.

Глагол прошедшего времени: кончил — сов. вида, значение законченного действия.

Глаголы будущего времени: уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит — сов. вида, значение действий, которые совершатся, закончатся в будущем.

Объясните постановку знаков препинания.

— Как соотносятся фрагменты этого стихотворения? (Примерный ответ. Они противопоставлены по смыслу: желание мальчишки уехать из родной деревни противопоставлено тоске по родине взрослого человека.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 662 — выразительное чтение, обсуждение вопросов; определение форм глаголов (устно).

Комментарий

Глаголы в форме будущего простого времени: привыкнут, добьетесь, возобновит, заключит.

Глаголы в форме будущего сложного времени: будете сидеть; будут подходить; будет брать, садиться (глагол будет относится к обоим глаголам).

2. Упр. 664 — комментированное письмо.

Комментарий

Все возможные формы времени глаголов: растил — буду растить, вырастил — выращу, чувствовал — буду чувствовать, почувствовал — почувствую.

3. Упр. 665 — самостоятельная работа, последующая проверка.

4. Словарная работа.

1) Запишите слова, помещенные в рамке нас. 121, в тетрадь-словарик; составьте с ними предложения.

Мечта, космонавт, стадион, арена, спартакиада.

2) Прочитайте вслух глаголы, помещенные на поле с. 120, запишите их в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия” (положу́ — поло́жишь — поло́жит; положи́ть — положи́л — положи́ла).

V. Подведение итогов

— От чего зависит образование будущего простого или будущего сложного времени?

Домашнее задание

1. § 117.

2. Упр. 663, 666.






Для любых предложений по сайту: [email protected]