Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Спряжение глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать навыки монологической речи; закрепить знания о временах глаголов; повторить спряжение глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять термин “спряжение”; определять спряжение глаголов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Что обозначает время глаголов?
— Какие формы имеет будущее время глаголов?
— От каких видов глаголов образуется будущее простое время глаголов, а от каких — будущее сложное?
2) Упр. 663 — обсуждение смысла пословицы.
Можно привести синтаксический синоним пословицы: “Кто рано встает, тому Бог подает”.
3) Упр. 666 — чтение и обсуждение творческих работ.
2. Выборочный диктант.
Запишите глаголы в три столбика: 1) прошедшего времени; 2) настоящего времени; 3) будущего времени; обозначьте их вид.
Снег растаял, подстережет мышку, учишь стихотворение, тщательно собирается, развеял тучи, никогда не ссоримся, скоро выздоровею, сжигают мусор, будет знать, упорно тренировалась, заботились о малышах, пишешь письмо, будем закаляться, громко лаяли, сделают задание.
Глаголы прош. вр. |
Глаголы наст. вр. |
Глаголы буд. вр. |
Растаял (сов. вид) |
Учишь (несов. вид) |
Подстережет (сов. вид) |
Развеял (сов. вид) |
Собирается (несов. вид) |
Выздоровею (сов. вид) |
Тренировалась (несов. вид) |
Ссоримся (несов. вид) |
Будет знать (несов. вид) |
Заботились (несов. вид) |
Сжигают (несов. вид) |
Будем закаляться (несов. вид) |
Лаяли (несов. вид) |
Пишешь (несов. вид) |
Сделают (сов. вид) |
Комментарий
Обратим внимание на глагол выздоровею: правильно именно так, форма выздоровлю ошибочна.
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
— Как изменяются глаголы?
— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (Глаголы настоящего и будущего времени.)
— Как называется изменение глагола по лицам и числам?
— Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?
— Как мы поступаем, если окончания глаголов безударные? (Определяем спряжение по неопределенной форме глагола.)
2. Чтение правила (§ 118, с. 121).
3. Упр. 677 - беседа по вопросам (устно).
Комментарий
Определить спряжение глаголов идешь, ждем, пасутся, следишь, шумит, гудят легко потому, что они имеют ударные окончания.
— Как быть, если личные окончания глаголов безударные? (Воспользоваться правилом определения спряжения.)
Спряжение — это не выдумка ученых или учителей, а закон, по которому изменяются глаголы. Этому закону подчиняются все глаголы, за малым исключением.
Примечание
В сильных классах можно упомянуть о том, что есть глаголы, которые изменяются двояко (хотеть, бежать): часть форм — по I спряжению, часть — по II спряжению (хочешь, хочет, хотим, хотят; бежишь, бежит, бежим, бегут). Подробно этот материал дается позже.
4. Словарная работа.
1) Прочитайте вслух глаголы, помещенные в рамке на с. 121, запишите их в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”, составьте с ними словосочетания: облегчи́т, углуби́т, упрости́т.
2) Упр. 668 - комментированное письмо (на доске и в тетрадях).
IV. Подведение итогов
— Что такое спряжение?
— Почему необходимо знать, как определять спряжение?
Домашнее задание
1. § 118, 119.
2. Упр. 669.
3. Проспрягать глаголы учиться и отдыхать.