Правописание безударных личных окончаний глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание безударных личных окончаний глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить умение правильно выбирать гласные в личных окончаниях глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов; определять спряжение приставочных глаголов; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите четверостишие под диктовку, сделайте синтаксический разбор предложения, определите время, вид и спряжение глаголов. Укажите автора и произведение.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Комментарий

Важно не перепутать синтаксическую роль существительного кораблик — это дополнение.

Глагол бежать разноспрягаемый. Большинство форм изменяется по II спряжению: бежишь, бежит, бежим, бежите, форма 3-го лица мн. ч. — по I спряжению: бегут. Отметим чередование согласных в корне глагола.

(Четверостишие из “Сказки о царе Салтане...” А.С. Пушкина.)

2. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— Как глаголы распределяются по спряжениям?

— Для чего нужно знать спряжение глагола?

— В каких случаях определение спряжения необязательно?

— Как выбрать нужную гласную для написания личных окончаний глаголов?

2) Упр. 673 — проверка по цепочке.

3) Упр. 674 — устные рассказы по картинкам.

3. Объяснительный диктант.

Наклеим обои, травы стелются, слышим объявление, гонятся за зайцем, овцы блеют, боретесь с сорняками, плещутся в речке, высекает из камня, чует опасность, потерпят поражение, одержат победу, щелкает орешки, машете флажками, знаешь наизусть.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

1) Упр. 675 — комментированное письмо (морфологический и фонетический разбор на доске и в тетрадях).

Комментарий

В личных формах глаголов мурлыкать и кудахтать возможны варианты: мурлычет и мурлыкает; кудахчет и кудахтает (просторечный вариант).

2) Упр. 676 — самостоятельная работа с последующей проверкой.

3) Упр. 678 — чтение стихотворения, самостоятельная работа.

4) Упр. 679 — выразительное чтение, самостоятельная работа.

Дополнительный вопрос

— Какие средства помогают созданию образов в текстах К.Г. Паустовского и П.А. Вяземского? (Примерный ответ. Образы оживляются с помощью олицетворения, которое создается глаголами, употребленными в переносном значении: речка шныряет, бормочет, напевает, разговаривает, пришептывает; колокольчик плачет, хохочет, визжит.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия

— Трудно ли вам определять спряжения?

— Что вам помогает при определении гласных в личных окончаниях глаголов?

Домашнее задание

1. § 119.

2. Упр. 677, 678 — подготовка выразительного чтения стихотворения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]