Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать способ определения спряжения; развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глаголов; применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарный диктант.
Рассеять сомнения, искренне недоумевал, надеемся на удачу, растает от солнца, занимались гимнастикой, покачаемся на качелях, идти гуськом, заразительно хохочет, договорились созвониться, обжечь палец, старается учиться, везти на машине, усердно тренируется, искусно плести, положат в парту, выиграть в баскетбол, не кладем руки в карманы.
Грамматическое задание. Обозначьте окончания глаголов, укажите их вид.
2. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Какое значение имеют гласные перед окончаниями глаголов?
— Как определить гласные в личных окончаниях глаголов?
2) Упр. 669 — проверка по цепочке.
3) Спряжение глаголов учиться и отдыхать (выполняют на доске два ученика).
III. Работа по теме урока
1. Результаты самостоятельных наблюдений и чтение правила (§ 119, с. 122).
2. Беседа.
Вы знакомы со спряжением еще с начальной школы. Но мы будем еще не раз обращаться к этой теме, очень важной и непростой. Однако есть довольно легкий способ понять и запомнить правила определения спряжения.
Заметим, что все глаголы I спряжения в окончаниях имеют гласные е и у (ю), глаголы II спряжения — гласные и и а (я). Мы не принимаем во внимание окончания глаголов 1-го лица ед. ч., так как они очевидны.
Если окончания глаголов безударные, мы применяем правило. Представим его в виде таблицы. Начнем со II спряжения, так как число глаголов этого спряжения ограниченно, их легче запомнить.
I спряжение |
II спряжение |
Брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -чь и т. д. |
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить, + 11 глаголов-исключений |
“Сигнальные” буквы — е, у (ю) |
“Сигнальные” буквы — и, а (я) |
11 глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Обратим внимание на то, что приставки и суффиксы -ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов: побрить и бриться спрягаются как брить, увидеть и видеться — как видеть и т. д.
Запомним алгоритм (порядок) проверки окончаний глаголов настоящего и будущего времени:
1) ставим глагол в неопределенную форму;
2) определяем спряжение: “примерять” наш глагол удобнее сначала ко II спряжению (выбор вариантов меньше);
3) подставляем соответствующую “сигнальную” букву в личное окончание глагола.
Мы видим, что определение спряжения не самоцель, а лишь подсказка, способ проверить правописание личных окончаний глаголов.
3. Задание. Определите гласные в личных окончаниях глаголов мн. ч. (они) кол..т и (мы) кле..м, пользуясь алгоритмом проверки (выполняется на доске и в тетрадях):
1) неопределенная форма: колоть, клеить;
2) определение спряжения: колоть — I, клеить — II;
3) выбор “сигнальной” буквы: колют, клеим.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 670 — комментированное письмо.
Комментарий
Обижаюсь (несов. вид): обижаться (I спр.) — обижается — обижаются;
обижусь (сов. вид): обидеться (II спр.) — обидится — обидятся;
объявляю (несов. вид): объявлять (I спр.) — объявляет — объявляют;
объявлю (сов. вид): объявить (II спр.) — объявит — объявят;
закручиваю (несов. вид): закручивать (I спр.) — закручивает — закручивают;
закручу (сов. вид): закрутить (II спр.) — закрутит — закрутят;
отвечаю (несов. вид): отвечать (I спр.) — отвечает — отвечают;
отвечу (сов. вид): ответить (II спр.) — ответит — ответят.
2. Задание. Для лучшего усвоения проведем обратную работу: определим неопределенную форму по личным формам глаголов совершенного и несовершенного вида.
Спасут — спасти (I спр.), спасаем — спасать (I спр.);
вырастут — вырасти (I спр.), вырастает — вырастать (I спр.);
остудит - остудить (II спр.), остужаете — остужать (I спр.).
3. Упр. 671 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.
4. Упр. 672 — обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.
Комментарий
Важно помнить, что глаголы с приставками и с суффиксом -ся (-сь) изменяются (спрягаются) так же, как бесприставочные. Поэтому при определении спряжения сначала надо отбрасывать “лишнее”: приставки и суффикс -ся (-сь).
Обратим особое внимание на приставку вы-, которая перетягивает на себя ударение. Эту приставку надо отбрасывать перед определением спряжения, чтобы не мешала. Если этого не сделать, легко ошибиться: например, глагол выспаться определить по неопределенной форме как глагол I спряжения. На самом же деле это глагол II спряжения: избавимся от приставки и суффикса и получим глагол с ударными личными окончаниями (спать — спит — спим — спят) — “сигнальные” буквы и, я.
5. Задание. Определите спряжение глаголов из словарного диктанта (начало урока); проспрягайте первый глагол (рассеять).
V. Подведение итогов
— Какие секреты надо знать, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов?
Домашнее задание
1. § 119.
2. Упр. 673, 674 - устно.