Морфологический разбор глагола - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Морфологический разбор глагола - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать порядок морфологического разбора глагола; закрепить знание морфологических признаков глагола; формировать навыки самоконтроля.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять порядок морфологического разбора глагола; выполнять разбор; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка.

Задание. Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы; сделайте синтаксический разбор и составьте схему предложения; определите грамматические признаки глаголов.

Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Примечание

Поясним, что нарицательные существительные в баснях пишутся обычно с прописной буквы, потому что обозначают обобщенные характеры, типы людей, их свойства.

2. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 684 — чтение и обсуждение выполненных заданий.

2) Задание из рабочей тетради.

3. Распределительный диктант.

Распределите глаголы на два столбика: 1) I спряжения; 2) II спряжения; обозначьте окончания.

Выбирает профессию, выглядишь бодрым, теряем время, строите дачу, грохочет вдалеке, выплывет на берег, купишь кроссовки, высветим фарами, быстро ездят, выждем минуту, зависит от ситуации, перетерпишь боль, повеет весной, залает на чужого.

III. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания: рассказ о морфологическом разборе глагола (§ 120, с. 128—129).

2. Устный разбор глаголов предложения из лингвистической разминки (рвется, пятится, тянет).

3. Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите фрагмент стихотворения под диктовку, объясните знаки препинания. Глагол захочешь разбираем вместе, остальные — самостоятельно по вариантам: вариант I — плещешь, точишь, вариант II — топишь, подымаешь.

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли...

Комментарий

Глагол захотеть (захочешь) разноспрягаемый. Он изменяется так же, как бесприставочный глагол хотеть. Формы ед. ч. изменяются по I спряжению: хочешь, хочет, формы мн. ч. — по II спряжению: хотим, хотите, хотят.

Отметим чередование согласных в корне глагола.

Поясним незнакомые слова с помощью словарей. Прилагательное гульливый значит “постоянно гуляющий, склонный к разгулу”. Глагол подымаешь (подымать) — книжная устаревшая форма глагола поднимать.

Примечание

В учебнике М.М. Разумовской введено понятие наклонения глагола. Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить (прочитал, читаю, буду читать), сослагательное — действие, которое возможно при каком-либо условии (почитал бы), повелительное — действие, которое просят или приказывают выполнить (Выполните, пожалуйста, мою просьбу. Стойте на месте!).

IV. Подведение итогов

— У каждого ли глагола есть все морфологические признаки, перечисленные в плане разбора?

Домашнее задание

1. § 120.

2. Упр. 687.

3. Упр. 688 — подготовить выразительное чтение текста по ролям.






Для любых предложений по сайту: [email protected]