Глагол - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Глагол - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках; развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания ь в глаголах 2-го лица ед. ч. наст, и буд. вр.; использовать приемы получения информации; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ нескольких сочинений.

2. Выборочный диктант.

Запишите только словосочетания глаголов с наречиями.

1) Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром...

2) Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

(Тихонько отворилась, порядком убрала, затопила жарко, тихонько улеглась.)

Можно пояснить, что наречие кругом тоже зависит от глагола, но этот глагол (“есть”) только подразумевается в настоящем времени, а проявляется лишь в будущем или прошедшем времени: кругом будут или кругом были (лавки). Провести аналогию с изучаемыми иностранными языками, где этот глагол присутствует и в настоящем времени.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Повторение частей речи мы начнем с глагола. Это одна из важнейших частей речи. Вы можете сказать, что все части речи важны. Это действительно так.

В чем же предназначение глагола? Мир находится в постоянном развитии, изменении, и это отражается в речи с помощью глаголов. Благодаря глаголам передаются действия людей, движение жизни.

Глагол — одна из самых трудных для изучения частей речи. В каждом учебном году мы будем пополнять и расширять знания об этой части речи.

— Что означает глагол как часть речи?

— На какие вопросы отвечают глаголы?

— Как изменяются глаголы?

— Приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

— Все ли глаголы изменяются по родам?

— Как называется изменение глаголов?

— Прочитайте теоретические сведения учебника (с. 39).

2. Развитие речи.

Упр. 79 — устное сочинение по рисунку.

— В каком времени нужно употреблять глаголы в сочинении? Почему? (Вопрос в задании — “Что делают школьники?” — подсказывает, что глаголы следует употреблять в настоящем времени.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 80 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 81 — комментированное письмо; наблюдения. Отметим чередование согласных в корнях при спряжении глаголов; употребление ь.

Вывод. Во 2-м лице глаголов единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих пишется ь.

3. Упр. 82 — обсуждение заданий (на доске и в тетрадях).

Дополнительные вопросы

— Укажите, в каком числе стоят глаголы.

— Как определить, в каком лице стоят глаголы? (Примерный ответ. Лицо глаголов легко определить по местоимению: я лежу, гляжу, мы сидим и смотрим. Если местоимения нет в предложении, найдем существительное, к которому относится глагол, и заменим это существительное местоимением: тучи (они) летят; собаки (они) мокнут; вода (она) течет. Если же нет и существительного, подставим подходящее местоимение к глаголу: не выйдешь (ты).)

4. Упр. 79 — подготовленное сочинение, самостоятельная работа.

V. Подведение итогов

— Что обозначает глагол?

— Каковы признаки глагола?

— Как определить лицо глагола?

Домашнее задание

1. § 16.

2. Упр. 83.

3. Рабочая тетрадь: задание 26 (с. 14—15).






Для любых предложений по сайту: [email protected]