-Тся и-ться в глаголах - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

-Тся и-ться в глаголах - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: углубить знания о глаголе как части речи; повторить правописание глаголов; развивать умение определять тему и основную мысль текста; формировать навыки лингвистического анализа; развивать мотивацию к обучению и самообучению.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать формы 3-го лица ед. ч. глагола от неопределенной формы с помощью вопросов; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 83 - выразительное чтение стихотворения; беседа по заданиям.

(Ответ. Тема — необычный цветок. Лилия необычна тем, что, в отличие от других цветов, прячется от солнца и раскрывается при луне. Основная мысль: вглядитесь в красоту, хрупкость необычного, почувствуйте его привлекательность, особенность, незаурядность, жажду и силу жизни.)

2. Задание из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

— В каких случаях в глаголах пишется ь? (Во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих, в неопределенной форме.)

— На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме? Как вопрос помогает правописанию? (Примерный ответ. Что делать? Мягкий знак в вопросе подсказывает, что этот знак необходим, даже если на конце глагола стоит суффикс -ся.)

— В чем особенность глаголов в неопределенной форме? (Глаголы в неопределенной ферме лишь называют действие, а само действие проявляется только при спряжении глаголов, т. е. при изменении по лицам и числам.)

— Что такое личные окончания глаголов? (Личные окончания глаголов — это окончания настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе.)

2. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 17, с. 41) и сделайте вывод.

Вывод. Написание -тся и -ться в глаголах различают по вопросам.

3. Прочитайте правило и образец рассуждения на с. 41—42.

Дополнительные вопросы и задания

— Почему слова распустится и распутица рифмуются? (Ответ. Эти слова созвучны, при произношении они различаются лишь одним звуком [с].)

— Докажите это с помощью фонетического разбора.

4. Упр. 84 — комментированное письмо.

Комментарий

В некоторых случаях установить, от какого слова зависит глагол, сложно (5-е и 6-е предложения).

В 6-м предложении возможно двойное прочтение: грамоте учиться и грамоте (он) учится. Правильный первый вариант. Для понимания смысла предложения надо сделать его синтаксический разбор, определить роль глаголов. Учиться — подлежащее, пригодится — сказуемое. Подлежащим может быть только глагол в неопределенной форме.

В 6-м предложении можно подставить подлежащее, от которого задать вопрос: За всё (он) берется, да не всё (что делает?) удается. В этом случае тоже поможет синтаксический разбор. В первой части предложения слово всё — дополнение, во второй — подлежащее.

5. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь?

1) ты знаеш.., он не испугает..ся;

2) испеч.. пирог, они старают..ся;

3) надо двигат..ся, ты ошибаеш..ся;

4) привлеч.. внимание, она наряжает..ся.

IV. Подведение итогов

— Как вопросы помогают в правописании глаголов?

Домашнее задание

1. § 17.

2. Упр. 85.






Для любых предложений по сайту: [email protected]