Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Тема текста - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: дать понятие о широкой и узкой темах текста; учить умениям рассуждать, анализировать текст, редактировать его; развивать навыки устного высказывания; формировать умение составлять текст с помощью опорных вопросов; развивать мотивацию к обучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста; отличать широкую и узкую темы; исправлять, редактировать текст.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 85 — взаимопроверка.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Что такое текст? Назовите признаки текста.
— Что такое тема текста? (То, о чем пишет (говорит) автор.)
Представьте, что вам нужно написать сочинение о каникулах.
В учебнике на с. 42 даны три темы.
— Как вы думаете, какая из них наиболее общая, широкая? Обоснуйте свое мнение. (Первая тема самая широкая. Она включает в себя две другие темы.)
— Какая из тем наиболее частная, узкая? Почему? (Третья тема. Она предполагает рассказ о конкретном времени — последних днях каникул.)
— Сформулируйте определение широкой и узкой темы. (Примерный ответ. Широкая тема — та, которая включает в себя конкретные, частные темы, касается наиболее общих вопросов. Узкая тема конкретна, она входит в числе других узких тем в широкую, общую тему.)
Комментарий
Можно представить себе соотношение между широкой и узкими темами как мишень. Нарисуем ее на доске. Большой круг — это общая тема, внутри уменьшающихся к центру кругов более узкие темы. В центре самая узкая тема.
2. Практическая работа.
Приведите примеры “сужающихся” и “расширяющихся” тем.
(В случае затруднения учитель может дать широкую и узкую темы, а ученики сузят или расширят их.
Примеры
Широкая тема — “Семья”. Более узкая тема — “Наша семья”. Самая узкая из трех тем — “Новый год в нашей семье”.
Узкая тема — “Как мы победили в футбольном матче”. Более широкая тема - “Футбольный матч”. Самая широкая из трех тем — “Спортивное состязание”.)
3. Упр. 86 (работа с текстом) — чтение, анализ текста, редактирование.
Комментарий
Ученик не раскрыл тему, потому что он написал о том, как класс добирался до леса, о том, что ребята делали в лесу, о том, как они возвращались домой, а не о впечатлениях от осеннего леса.
Первую часть можно было бы сократить. О том, как ребята провели время в лесу, хорошо бы рассказать подробнее. Рассказ получился схематичным, слишком беглым, похожим на сухой отчет. Названы лишь действия — перечислено, кто чем занимался. Совершенно непонятно, что при этом чувствовали ребята, что именно им понравилось (или не понравилось).
4. Упр. 87 (редактирование текста) — обсуждение вопросов, запись тезисов сочинения, устные рассказы с использованием записей.
Комментарий
Даже если прогулка всем понравилась, у каждого остаются свои особенные впечатления о ней, каждый запомнил о ней что-то свое. Это “свое” особенно ценно в сочинении, тогда оно становится творческой работой.
5. Обсуждение вопросов.
— Что интересного произошло по дороге в лес? (Примерный ответ. Шумной ватагой мы ввалились в трамвай, заполнив весь вагон, малолюдный воскресным утром. Саша взял с собой собаку. Мы заранее распределили, кто что возьмет: мяч, гитару, топорик, чай, спички, котелок для чая и т. д. Оказалось, что спички забыты. В последний момент перед уходом электрички успели купить их на вокзале. В вагоне кто-то пел песни под гитару, кто-то разглядывал пассажиров, кто-то просто дремал, потому что накануне поздно лег спать.)
— Почему выбрали именно эту поляну? Опишите ее. (Примерный ответ. На этой поляне мы отдыхаем уже не первый год. Она просторная, светлая, сухая. Со всех сторон ее обступает лес. Лес негустой, смешанный. Уже полуоблетевшие осины и березы перемежаются с зелеными елями. Если хорошенько поискать, под опавшими листьями можно найти грибы. Или: От деревни к лесу вела широкая тропа. Она и вывела нас на поляну, на которой оказалось не только место для костра, но и несколько довольно толстых бревен. На них тут же удобно устроились девочки и принялись хлопотать, разбирать пакеты с провизией.)
— Чем занимались ребята?
— Как проявили себя?
— Что интересного, необычного случилось? (Примерный ответ. Мальчики пошли в лес за сухими ветками и вернулись не только с охапками хвороста, но и с семейкой подосиновиков. Как им удалось разглядеть красноватые шляпки среди пестрой опавшей листвы?
У нас в классе есть мастер по разведению костров одной спичкой. Тут главное — правильно сложить дрова. Начинать надо с тонких сухих веточек, постепенно подкладывая более толстые сучья.
Оказалось, что еды взяли больше, чем смогли съесть. Самым вкусным блюдом оказалась печеная картошка. Правда, готовя ее, все перемазались в золе, зато было весело. Еще пили чай с листьями смородины и с “дымком” от костра. Непередаваемый вкус!
Когда играли в волейбол, кто-то слишком сильно подал мяч и он улетел в кусты. Вот тут мы оценили сыщицкие качества Рекса, собаки Сережи. Все думали, что он привирает, рассказывая о том, какой у Рекса нюх, как он умеет брать след, искать пропавшие вещи. Через несколько секунд пес уже лаял возле найденного мяча и был очень горд, когда все его хвалили и наперебой норовили угостить колбаской.)
— Как можно закончить сочинение, чтобы было понятно, понравилась ли вам прогулка? (Примерный ответ. Домой мы везли охапки осенних пестрых листьев и ворох впечатлений. Запах костра не выветривался от куртки целую неделю.)
IV. Подведение итогов
— Как сделать сочинение интересным?
— Как правильно подобрать заголовок?
Домашнее задание
1. Написать сочинение о воскресной прогулке (по заданиям упр. 87).
2. Рабочая тетрадь: задание 28 (с. 15—16).