Словосочетание - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Словосочетание - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять словосочетание в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что изучает синтаксис?

— Для чего служит пунктуация?

2. Упр. 125 — чтение предложений, составленных из набора слов, обсуждение вариантов.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Словосочетание — сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.

— Прочитайте диалог (§ 26, с. 61).

Найдем примеры словосочетаний в диалоге, установим связь между ними по вопросам.

Принеси мне, принеси завтра, принеси книгу.

Принеси (кому?) мне; принеси (когда?) завтра; принеси (что?) книгу.

Обратим внимание на то, что книга нужна не является словосочетанием. Это грамматическая основа предложения. Также не рассматриваем как словосочетания однородные члены предложения: интересную, с картинками. (Их можно рассматривать как словосочетания с сочинительной или бессоюзной связью, а нас интересуют словосочетания с подчинительной связью, когда одно слово зависит от другого.)

— Как вы думаете, являются ли словосочетаниями передо мной, из-за тун, над рекой? (Нет, это существительные с предлогами.)

— Прочитайте теоретический материал (с. 61,62).

— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 62).

2. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 63—64, в тетрадь- словарик; придумайте словосочетания с этими словами.

Стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка.

3. Работа по карточкам.

(Здесь и далее см. приложения в конце книги.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 128 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).

2. Упр. 129 — выразительное чтение, выполнение заданий.

3. Упр. 130 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).

4. Упр. 131 — обсуждение заданий, самостоятельная работа.

Комментарий

Важно различать понятия “буква” и “звук”. Буквы — это графические изображения звуков, подобно тому как цифры — это графические изображения чисел.

V. Подведение итогов

— Чем словосочетание отличается от слова и предложения?

Домашнее задание

1. § 26.

2. Упр. 132.

3. Упр. 133 — подготовка к диктанту.

4. Рабочая тетрадь: задание 29 (с. 16).






Для любых предложений по сайту: [email protected]