Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Словосочетание - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять словосочетание в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что изучает синтаксис?
— Для чего служит пунктуация?
2. Упр. 125 — чтение предложений, составленных из набора слов, обсуждение вариантов.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Словосочетание — сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
— Прочитайте диалог (§ 26, с. 61).
Найдем примеры словосочетаний в диалоге, установим связь между ними по вопросам.
Принеси мне, принеси завтра, принеси книгу.
Принеси (кому?) мне; принеси (когда?) завтра; принеси (что?) книгу.
Обратим внимание на то, что книга нужна не является словосочетанием. Это грамматическая основа предложения. Также не рассматриваем как словосочетания однородные члены предложения: интересную, с картинками. (Их можно рассматривать как словосочетания с сочинительной или бессоюзной связью, а нас интересуют словосочетания с подчинительной связью, когда одно слово зависит от другого.)
— Как вы думаете, являются ли словосочетаниями передо мной, из-за тун, над рекой? (Нет, это существительные с предлогами.)
— Прочитайте теоретический материал (с. 61,62).
— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 62).
2. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 63—64, в тетрадь- словарик; придумайте словосочетания с этими словами.
Стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка.
3. Работа по карточкам.
(Здесь и далее см. приложения в конце книги.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 128 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
2. Упр. 129 — выразительное чтение, выполнение заданий.
3. Упр. 130 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
4. Упр. 131 — обсуждение заданий, самостоятельная работа.
Комментарий
Важно различать понятия “буква” и “звук”. Буквы — это графические изображения звуков, подобно тому как цифры — это графические изображения чисел.
V. Подведение итогов
— Чем словосочетание отличается от слова и предложения?
Домашнее задание
1. § 26.
2. Упр. 132.
3. Упр. 133 — подготовка к диктанту.
4. Рабочая тетрадь: задание 29 (с. 16).