Словосочетание (продолжение) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Словосочетание (продолжение) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цель: продолжать изучать словосочетание; совершенствовать умение отличать его от слова и предложения; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять словосочетания; разбираться в структуре словосочетаний; определять способы грамматической связи между словами; отличать словосочетание от грамматической основы; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое словосочетание?

— Как зависимое слово связывается с главным?

— Как установить смысловую связь слов в словосочетании?

— Как грамматически выражается связь слов в словосочетании?

2. Упр. 131 — взаимопроверка.

3. Упр. 133 — подготовленный диктант.

4. Задание из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях.

Составьте словосочетания из записанных на доске пар слов.

Орф..графический, прав..ло; белый, хр..з..нтема; фу..больный, команда; ус..ный, реч..; под..ем, гора; стр..лять, руж..е; (в)скоре, почу..ствовать; пов..рнуть, (на)прав..; прыгать, параш..т.

— Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? (Поставить вопросы от главных слов и изменить зависимые слова.)

— Запишите получившиеся словосочетания. (Орфографическое правило; белая хризантема; футбольная команда; устная речь; подъем в гору; стрелять из ружья; вскоре почувствовать; повернуть направо; прыгать с парашютом.)

— Сделайте вывод о способах выражения грамматической связи в словосочетаниях. (Примерный ответ. Грамматическая связь обычно выражается с помощью окончания и предлога. В словосочетаниях с наречиями (неизменяемыми словами) грамматически связь не выражается, слова связаны только по смыслу.)

2. Синтаксическая синонимия.

1) Упр. 134 — комментированное письмо.

2) Упр. 135 — чтение составленных словосочетаний (орфоэпическая работа), самостоятельная работа.

3. Словосочетание и грамматическая основа.

Упр. 137 - самостоятельные наблюдения.

Комментарий

Напомним, что грамматическая основа — это сочетание главных членов предложения, а не словосочетание. То же относится к однородным членам, сочетаниям предлогов с существительными и местоимениями.

IV. Занимательная лингвистика

Составьте словосочетания со словами пас, гол, знать.

Комментарий

Возможно двоякое понимание слов.

Точный пас — пас овец; забить гол — гол как сокол; дворянская знать — знать наизусть.

V. Подведение итогов

— Какова роль словосочетаний? (В словосочетаниях проясняется смысл слова.)

— Какими способами может выражаться грамматическая связь в словосочетаниях?

Домашнее задание

1. § 26.

2. Упр. 136.

3. Упр. 138 - выполнение заданий (устно).

4. Рабочая тетрадь: задание 30 (с. 15).






Для любых предложений по сайту: [email protected]