Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Разбор словосочетания - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать, как делается разбор словосочетания; дать понятие об именных и глагольных словосочетаниях; показать роль прилагательных-эпитетов в словосочетаниях; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся разбирать словосочетания по плану; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 136 — выразительное чтение, обсуждение заданий, проверка по цепочке.
(Ответ. Основная мысль высказывания — во втором и последнем предложениях.)
2) Упр. 138 — устные рассказы.
3) Задание из рабочей тетради.
2. Выборочный диктант.
Запишите только словосочетания, подчеркните орфограммы, графически покажите грамматические и смысловые связи в словосочетаниях.
Свернуть налево, чудесная погода, солнце светит, увидишь издалека, оглядеть окрестности, из-под стола, купить брошюру, заниматься с друзьями, выглянуть из-за туч, вперед и вверх, появиться на горизонте, посветить фонарем, забраться в глушь, день хорош.
(Примерный ответ. Не надо записывать: солнце светит, день хорош — это грамматические основы; из-под стола — это существительное с предлогом; вперед и вверх — это однородные члены.)
III. Работа по теме урока
1. Работа с учебником.
1) Изучение материала учебника (§ 27, с. 65—66).
2) Упр. 139 — устный разбор словосочетаний.
2. Понятие об именных и глагольных словосочетаниях.
— Какими частями речи выражены главные слова в словосочетаниях упр. 139?
Словосочетания с главным словом — существительным называются именными (имя существительное).
— Как мы назовем словосочетания с главным словом — глаголом? (Глагольные.)
Задание. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетания, нарисуйте их схемы.
3. Роль прилагательных-эпитетов в поэтической речи.
Задание. Выразительно прочитайте фрагменты стихотворений, записанных на доске.
1) Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Ф.И. Тютчев
2) Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
И.А. Бунин
— Выпишите из фрагментов стихотворений словосочетания “существительное + прилагательное”. (Примерный ответ. 1) Бодрый серп, тонкий волос, на праздной борозде;
2) стеклянный, редкий и ядреный дождь; с веселым шорохом, лес зеленый.)
— Какие из этих словосочетаний можно встретить в обычной, разговорной речи? (Тонкий волос, редкий дождь, лес зеленый.)
— В чем необычность остальных словосочетаний?
— Какую роль играют прилагательные в этих словосочетаниях? (Примерный ответ. Прилагательные являются изобразительно-выразительными средствами. Они создают необычные, поэтические, яркие образы, создают определенное настроение.)
— Как они называются? (Эпитеты.)
— Как вы понимаете образы, созданные в словосочетаниях: бодрый серп, на праздной борозде, стеклянный... и ядреный дождь, с веселым шорохом?
IV. Подведение итогов
— Что главное при разборе словосочетаний? (Установить связь между словами.)
— Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?
Домашнее задание
1. § 26—27.
2. Упр. 140.
3. Рабочая тетрадь: задание 31 (с. 17).