Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Обстоятельство - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить понятия о дополнении и определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельств в речи; развивать навыки синтаксического разбора, мотивацию к исследовательской деятельности; формировать привычку к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся опознавать обстоятельство в предложении; отличать обстоятельство от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже; узнавать способы выражения обстоятельства; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что такое дополнение?
— Какими частями речи обычно выражаются дополнения?
— Что такое определение?
— Какими частями речи обычно выражаются определения?
2. Упр. 188 — чтение и обсуждение творческих работ.
3. Упр. 189 — чтение словосочетаний с определениями.
4. Задание из рабочей тетради.
III. Закрепление тем “Дополнение”, “Определение”
1. Задание. Определите в записанных на доске предложениях грамматические основы, дополнения и определения; укажите, чем выражен каждый член предложения.
2. Задание. Найдите слова-синонимы, определите их роль.
— Как связаны предложения в тексте между собой?
Комментарии
К заданию 1. Обратим внимание детей на то, что к словам из хвороста, из бревен можно поставить и вопросы дополнений, и вопросы определений (домик (из чего? какой?), жилище (из чего? какое?)). Можно упомянуть о несогласованных определениях, хотя этот материал — дело будущего. Доказательством того, что это всё же определения, служит последнее предложение (дом (какой?) каменный).
К заданию 2. Второе предложение связано с первым с помощью контекстных синонимов: местоимение они заменяет словосочетание три поросенка. Каждое следующее предложение связано со вторым с помощью синонимов: построили, сделал, соорудил, возвел; дом, домик, жилище. Поясним, что последние три предложения построены одинаково. Вводить понятия о цепной и параллельной связи предложений рано, но обратить внимание на особенности связи вполне разумно.
IV. Самоопределение к деятельности
Вы уже знаете два второстепенных члена предложения — дополнение и определение. Третий второстепенный член - обстоятельство. Название говорит само за себя.
— Как вы думаете, что обозначает этот второстепенный член? (Обстоятельство говорит о времени, месте, способе действия, т. е. о том, когда, где, как, при каких обстоятельствах действие совершилось.)
V. Работа по теме урока
Чтение определения на с. 88.
Комментарий
К обстоятельству ставится вопрос от сказуемого. Вопросы легко запомнить по ритмичной фразе:
Где, когда, куда, откуда,
почему, зачем и как?
Примечание
В учебнике М.М. Разумовской даны виды обстоятельств: места, образа действия, времени.
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 192 — комментированное письмо.
2. Упр. 193 — обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.
3. Словарная работа.
Запишите в тетрадь-словарик слово отовсюду, письменно составьте с ним предложения.
4. Упр. 194 - работа над интонацией.
5. Упр. 195 — выразительное чтение.
VII. Подведение итогов. Рефлексия
— Что нового вы узнали о членах предложения?
— Какова роль второстепенных членов?
— Испытываете ли вы трудности в определении второстепенных членов?
— Какие задания и примеры этой темы вам запомнились?
Домашнее задание
1. § 36—39 — повторить.
2. Упр. 196.
3. Упр. 198 - подготовка к контрольной работе (тесту) по теме “Второстепенные члены предложения”.
4. Рабочая тетрадь: задание 39 (с. 21).