Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Диалог - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о диалоге; показать расстановку знаков препинания в диалоге; развивать навыки выразительного чтения, ведения диалога, работы в группах, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать разницу между предложениями с прямой речью и дилогической речью; составлять диалоги; читать диалоги с правильной интонацией; правильно ставить знаки препинания в диалоге; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 247 — чтение предложений, составление схем на доске.
2. Упр. 249 — взаимопроверка, выяснение сложных случаев.
— В каких предложениях вы заменили маленькие буквы большими? Почему? (Прямая речь после слов автора в 4-м предложении начинается словами “Ты, братец...”; в 5-м — словами “Ловись, рыбка...”.)
— Назовите обращения и объясните знаки препинания при них.
3. Задание из рабочей тетради.
III. Закрепление изученного материала по теме “Прямая речь”
Объяснительный диктант, составление схем предложений.
Увидел Иван-царевич, что его стрелу лягушка держит. Хотел он бежать, отступиться от своей находки, а лягушка молвит ему человечьим голосом: “Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь”. “Как же я тебя замуж возьму?” — отвечает Иван-царевич.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение первого диалога на с. 116 по ролям (читают заранее подготовленные ученики).
2. Самостоятельные наблюдения (§ 49, с. 116).
— Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?
Вывод. Прямая речь и диалог — способы передачи чужой речи. Прямая речь точно передает слова какого-либо одного лица. Для передачи разговора двух или более лиц часто используют форму диалога. При передаче диалога слова автора отсутствуют, слова каждого нового участника разговора пишутся с новой строки, перед ними ставится тире.
3. Чтение определения диалога (с. 117), выяснение происхождения слова с помощью словарей.
Диалог (от греч. dialogos) — разговор между двумя или несколькими лицами.
4. Работа в группах (по заданиям упр. 251).
5. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 118, в тетрадь-словарик.
V. Работа по речевому этикету
1. Прочитайте диалог, записанный на доске, ответьте на вопрос: “Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?”, исправьте диалог в соответствии с этими правилами.
— Алло! Мне Витю.
— Алло!
— Ну, ты как?
— Нормально, а ты?
— Ничего. Что по русскому задали?
— Составить диалог.
— А ты составил?
— Нет. Я не знаю, что писать.
— И я не знаю.
Комментарий
Прежде всего необходимо поздороваться и вежливо попросить позвать к телефону того, кто вам нужен, и с ним тоже надо поздороваться. Товарищу можно сказать “Привет!”, взрослому человеку — “Здравствуйте!”. Содержание разговора и есть диалог, хотя его участники этого не поняли. Старайтесь избегать ничего не значащих выражений (нормально, ничего).
2. Упр. 256 - составление диалогов (ученики, сидящие за одной партой, составляют диалоги, готовят их выразительное чтение с использованием формул этикета).
VI. Развитие речи
1. Упр. 252 — выразительное чтение, беседа по вопросам упражнения.
2. Упр. 253 - устный разбор, письменное выполнение задания.
3. Упр. 254 — письменно, разбор — устно.
(Правильный порядок предложений в диалоге: 2, 3, 5, 1, 4, 6, 7, 8.)
VII. Занимательная лингвистика
Из истории знаков препинания
Впервые знаки препинания названы и систематизированы М.В. Ломоносовым в “Российской грамматике” (глава “О знаках”), До наших дней дошли неизменными точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Названия некоторых знаков препинания изменились.
Попробуйте догадаться, как эти знаки называются сейчас: “две точки” (двоеточие), “удивительный знак” (восклицательный знак), “вместительный знак” (скобки), “единитный (единительный) знак” (знак переноса).
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
— Какие знаки препинания ставятся при прямой речи? при диалоге?
— О каких правилах этикета вы узнали?
— Соблюдаете ли вы эти правила?
Домашнее задание
1. § 46—49 — повторить.
2. Упр. 255.
3. Рабочая тетрадь: задание 60 (с. 35).