Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Описание предмета - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить знания об описании как типе речи; развивать навыки описания предметов, анализа текста, выполнения тестов; подготовиться к домашнему сочинению; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять типы речи; научатся составлять план, тексты-описания в соответствии с задачами определенного стиля речи; передавать свои эстетические впечатления; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 288 - проверка по цепочке.
2) Упр. 300 — пересказ текста; выполнение задания (название букв слов алфавит и азбука).
2. Тестовое задание.
В каком слове букв больше, чем звуков?
1) октябрь;
2) пиала;
3) йод;
4) съел.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Недавно мы говорили о типах речи, разбирали повествовательный текст К.Г. Паустовского, писали изложение-повествование. Сегодня наша задача — потренироваться с определением описания как типа речи, научиться описывать предметы.
2. Выразительное чтение текстов § 59 (с. 137).
3. Самостоятельные наблюдения (с. 137).
Комментарий
В обоих текстах описываются жостовские подносы. Во втором тексте говорится о росписи жостовского подноса. В первом тексте, который может встретиться в книге о народных промыслах, сообщается, где и когда жостовский промысел зародился. Отношение к предмету автор выражает во втором тексте. Это описание эмоционально, изобилует эпитетами.
Вряд ли стоит спрашивать, какой текст больше понравился ученикам. У этих текстов разные цели, каждый уместен в определенной речевой ситуации.
4. Упр. 301 — чтение, редактирование.
Пример исправленного текста
Когда я учился в первом классе, мне подарили настольную лампу. Она и сейчас стоит на моем столе.
Лампа зеленоватого цвета, удобная, современная. Ее можно двигать в разные стороны. Зимними темными вечерами я включаю лампу, и мне легче делать уроки. Кажется, лампа помогает мне выполнять домашние задания. Иногда мне хочется положить ее в портфель и взять с собой в школу.
5. Словарная работа.
Прочитайте и запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 138: совреме́нный (не ё), портфе́ль. Составьте с ними словосочетания.
6. Упр. 302 — подготовка к сочинению-описанию.
7. Устные рассказы-описания.
IV. Подведение итогов
— Что характерно для текстов-описаний?
— Как сделать описание выразительным?
Домашнее задание
1. § 59.
2. Упр. 302 — написать сочинение — описание предмета.