Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: углубить знания о случаях употребления мягкого знака, показать его смыслоразличительную роль; развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать смыслоразличительную роль мягкого знака; применять правила употребления мягкого знака; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и анализ сочинений - описаний предмета
III. Актуализация знаний
— Всегда ли для обозначения мягкости согласных употребляется мягкий знак? (Нет.)
— Всегда ли мягкий знак делает согласный мягким? Бывает ли мягкий знак лишним, избыточным? Для чего в таком случае он нужен? (Примерный ответ. Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в существительных, обозначает принадлежность существительного к 3-му склонению: тушь, ложь, ветошь. При этом конечные шипящие звуки [ш] остаются твердыми.
Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает принадлежность глагола ко 2-мулицу ед. ч. наст, вр.: едешь, купишь, смотришь. При этом [ш] остается твердым.
Мягкий знак, стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает начальную форму глагола: беречь, стеречь, лечь. В этом случае он избыточен - [ч’] всегда мягкий.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Какие способы существуют для обозначения мягкости согласных? Приведите примеры. (Примерный ответ. Согласный становится мягким, если после него стоят гласные е, ё, и, ю, я: мел, мёд, пила, люк, пяльцы; если после него стоит мягкий согласный: гонщик, ластик, звонче.)
V. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретического материала учебника (§ 60, с. 138— 139).
2. Задание. Запишите под диктовку пары слов (без мягкого знака и с мягким знаком), рядом запишите звуки, которыми слова отличаются.
Мел — мель [л], [л’];
сел — сель [л], [л’];
том — Томь (река) [м], [м’];
полка — полька [л], [л’];
галка — галька [л], [л’];
размят - размять [т], [т’];
надет — надеть [т], [т!].
3. Беседа.
— Чем отличаются друг от друга слова, которые мы только что записали?
— Какой вывод о роли мягкого знака можно сделать?
Слова различаются всего одним звуком, точнее, качеством звука, а смысл слов меняется. Мягкость согласных обозначена мягким знаком. Значит, мягкий знак играет в слове смыслоразличительную роль.
Повторяя изученное о роли мягкого знака, мы вспомнили, что на конце слова после шипящих мягкий знак иногда нужен лишь для обозначения формы слова, его грамматических характеристик. А если мягкие шипящие щ, ч стоят в середине слова рядом с другими согласными? Мягкий знак в этом случае не пишется.
4. Чтение правил — орфограмм № 2 и 9 (§ 60, с. 140).
VI. Закрепление изученного материала
1. Упр. 303 — отработка правильного произношения, выполнение задания (письменно).
Комментарий
После выполнения упражнения можно проверить его, открыв написанную на доске таблицу.
Чк |
Чн |
Чт |
Щн |
Без очков |
Срочно |
Прочти |
Овощного |
О внучке |
Уточним |
Почтовый |
Мощному |
В строчке |
Солнечным |
Мечтать |
В изящном |
В кавычках |
В ночную |
У мачты |
2. Упр. 304 — комментированное письмо.
3. Упр. 305 — выполнение задания, комментированное письмо.
Комментарий
Имена существительные в форме П. п. ед. ч.: (о) госте, мысли, вести, скорости, крепости, гвозде, лентяе, болезни, песне, ветви. Обратим внимание, что эта же форма слова песня — песне.
Глаголы в форме 1-го лица мн. ч.: чистим, поместим, грустим, простим. Не надо путать формы глаголов совершенного и несовершенного вида. В упражнении даны глаголы совершенного вида — поместить, простить, поэтому и формы образуются совершенного вида. Видовые пары этих глаголов — помещать, прощать.
4. Упр. 306 — самостоятельная работа.
5. Словарная работа.
1) Запишите слова, помещенные в рамке на с. 139 (каменщик, барабанщик, закончить, помощник, лучше), в тетрадь-словарик, а также свои примеры (вечный, ворчать, фонарщик и т. д.).
2) Запишите слова, помешенные в рамке на с. 140 (тоньше, меньше, раньше, возьмем, письменный), в тетрадь-словарик. Составьте предложение, в которое бы входили 2—3 этих слова.
6. Орфоэпическая работа.
Упр. 308 — чтение вслух слов, помещенных в рамке на с. 141, отработка правильного произношения.
VII. Подведение итогов
Упр. 309 — выразительное чтение, ответ на вопрос о “хитрости” мягкого знака с использованием изученных орфограмм.
Домашнее задание
1. § 60.
2. Упр. 307.
3. Рабочая тетрадь: задание 68 (с. 39-40).