Орфоэпия - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Орфоэпия - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать понятие об орфоэпии и о предмете ее изучения; познакомить с орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы со словарями, с тестами, мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять предмет изучения орфоэпии; научатся пользоваться орфоэпическими словарями; соблюдать языковые нормы; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Рассказ о двойной роли букв е, ё, ю, я.

2) Упр. 314 — чтение диалога по ролям и ответ на вопрос (в это время ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске).

3) Задания из рабочей тетради.

2. Лингвистическая разминка.

1) Тестовые задания.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая мягкий согласный звук?

1) моДель;

2) Теннис;

3) кРем;

4) свиТер.

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) слюда;

2) заяц;

3) подъём;

4) поешь.

2. Проведите фонетический разбор слова ателье.

III. Самоопределение к деятельности

Мы уже не раз обращались к орфоэпии — разделу науки о языке. Попробуйте догадаться, что изучает орфоэпия, с помощью ваших знаний о лингвистических терминах, с помощью подбора однокоренных слов.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

Слово орфоэпия произошло от греч. orthos — прямой, правильный и epos — речь. Однокоренные слова - орфография, эпос, эпический.

Орфоэпия устанавливает нормы правильной речи, фиксирует их в словарях ударений и специальных орфоэпических словарях. Маленький орфоэпический словарик есть и в конце учебника (см. приложение, с. 173: “Произноси правильно!”).

(Учитель показывает детям словари, в том числе для специалистов — дикторов радио и телевидения, для школьников, приводит 3—4 примера.)

Остановимся подробнее на словарике в учебнике.

— Найдите примеры правильного произношения согласных (конечно, музей, свитер), гласных (свёкла — не свекла! (ударный гласный [о] после мягкого [в’], шофёр); правильных ударений (каучу́к, кварта́л, столя́р).

2. Чтение диалога и теоретических сведений учебника (§ 62, с. 143-144).

3. Упр. 315 — выполнение задания (формулирование правил орфоэпии).

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 316 — комментированное письмо.

2. Упр. 317 — выполнение задания (устно).

3. Упр. 318 — чтение диалога, его редактирование (устно).

4. Упр. 319 — выполнение задания (устно).

5. Словарная работа.

Запишите слова, помешенные в рамки на с. 145, в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”: повтори́ть, повтори́шь, повтори́т, повтори́те, докуме́нт, докуме́нты, инструме́нт, инструме́нты, досу́г, предме́т, киломе́тр, магази́н. Составьте предложения с этими словами (по вариантам).

VI. Подведение итогов

— Что входит в произносительные нормы?

— Почему важно соблюдать произносительные нормы?

Домашнее задание

1. § 62.

2. Упр. 319 - выполнение заданий (письменно).

3. Рабочая тетрадь: задания 73—74 (с. 42).






Для любых предложений по сайту: [email protected]