Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Двойная роль букв е, ё, ю, я - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: углубить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы с тестами, навыки анализа, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать двойную роль букв е, ё, ю, я; делать фонетический разбор.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Упр. 307 — выразительное чтение текста, выбор предложений, в которых есть орфограмма “Употребление ь для обозначения мягкости согласных”. (Предложения 3, 6, 7 (2), 8: в этом предложении есть слово с нужной орфограммой — “замелькали”, но ь не пропущен.)
2) Задание из рабочей тетради.
2. Объяснительный диктант.
(Объясняем все случаи употребления и неупотребления мягкого знака и другие орфограммы.)
Учиться заочно, удалой ямщик, ночной дозор, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, легкая лодочка, мощность двигателя, ручной хищник, напишешь строчку, лучше подготовиться, правило-помощник, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку.
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
— В чем особенность букв е, ё, ю, я?
— В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. (В начале слова: юбка; после гласной: маяк; после разделительных ъ и ь: подъезд, льёт.)
— Какую роль играют эти буквы, если стоят после согласной? Приведите примеры. (Ответ. Обозначают один гласный звук: [э], [о], [у], [а] — и мягкость предыдущего согласного: лес, осёл, смотрю, пляж.)
2. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений § 61 (с. 141-142).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 310, 311 - морфемный разбор слов возьмем, честный (устно).
2. Упр. 313 — орфоэпическая работа, отработка правильного произношения, конструирование предложений.
Дополнительный вопрос
— Что объединяет слова ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, кроме того, что буква е в них не смягчает предшествующий согласный? (Примерный ответ. Все эти слова заимствованные, их можно найти в словаре иностранных слов. Ателье, кашне, модель, шоссе, партер пришли из французского языка, свитер, теннис — из английского.)
3. Упр. 312 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
Комментарий
И, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного в словах брошюра, жизнь, цель, парашют. В слове жюри, заимствованном из французского языка, по традиции ж несколько смягчается.
4. Тестовое задание.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая твердый согласный звук?
1) Тема;
2) Текст;
3) муЗей;
4) фоНетика.
V. Лингвистическая игра “Загадочное послание”
Если вы твердо помните порядок букв в алфавите, то расшифруете загадочное послание.
У — жи |
Ь — но |
Е — та |
О — те |
Й — ва |
Ъ — уж |
А — ре |
Л — й |
В — бя |
X — ть |
Ё — да |
Ч — др |
(Ребята, давайте жить дружно!)
VI. Подведение итогов
— Почему роль букв е, ё, ю, я называют двойной?
— Какая буква, кроме е, ё, ю, я, обозначает мягкость предыдущего согласного? (И.)
Домашнее задание
1. § 61.
2. Упр. 314.
3. Рабочая тетрадь: задания 70, 71 (с. 41).