Двойная роль букв е, ё, ю, я - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Двойная роль букв е, ё, ю, я - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: углубить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические навыки, навыки работы с тестами, навыки анализа, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать двойную роль букв е, ё, ю, я; делать фонетический разбор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 307 — выразительное чтение текста, выбор предложений, в которых есть орфограмма “Употребление ь для обозначения мягкости согласных”. (Предложения 3, 6, 7 (2), 8: в этом предложении есть слово с нужной орфограммой — “замелькали”, но ь не пропущен.)

2) Задание из рабочей тетради.

2. Объяснительный диктант.

(Объясняем все случаи употребления и неупотребления мягкого знака и другие орфограммы.)

Учиться заочно, удалой ямщик, ночной дозор, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, легкая лодочка, мощность двигателя, ручной хищник, напишешь строчку, лучше подготовиться, правило-помощник, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку.

III. Работа по теме урока

1. Обсуждение вопросов.

— В чем особенность букв е, ё, ю, я?

— В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. (В начале слова: юбка; после гласной: маяк; после разделительных ъ и ь: подъезд, льёт.)

— Какую роль играют эти буквы, если стоят после согласной? Приведите примеры. (Ответ. Обозначают один гласный звук: [э], [о], [у], [а] — и мягкость предыдущего согласного: лес, осёл, смотрю, пляж.)

2. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретических сведений § 61 (с. 141-142).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 310, 311 - морфемный разбор слов возьмем, честный (устно).

2. Упр. 313 — орфоэпическая работа, отработка правильного произношения, конструирование предложений.

Дополнительный вопрос

— Что объединяет слова ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, кроме того, что буква е в них не смягчает предшествующий согласный? (Примерный ответ. Все эти слова заимствованные, их можно найти в словаре иностранных слов. Ателье, кашне, модель, шоссе, партер пришли из французского языка, свитер, теннис — из английского.)

3. Упр. 312 — самостоятельная работа с последующей проверкой.

Комментарий

И, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного в словах брошюра, жизнь, цель, парашют. В слове жюри, заимствованном из французского языка, по традиции ж несколько смягчается.

4. Тестовое задание.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая твердый согласный звук?

1) Тема;

2) Текст;

3) муЗей;

4) фоНетика.

V. Лингвистическая игра “Загадочное послание”

Если вы твердо помните порядок букв в алфавите, то расшифруете загадочное послание.

У — жи

Ь — но

Е — та

О — те

Й — ва

Ъ — уж

А — ре

Л — й

В — бя

X — ть

Ё — да

Ч — др

(Ребята, давайте жить дружно!)

VI. Подведение итогов

— Почему роль букв е, ё, ю, я называют двойной?

— Какая буква, кроме е, ё, ю, я, обозначает мягкость предыдущего согласного? (И.)

Домашнее задание

1. § 61.

2. Упр. 314.

3. Рабочая тетрадь: задания 70, 71 (с. 41).






Для любых предложений по сайту: [email protected]