Слово и его лексическое значение - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Слово и его лексическое значение - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать важность изучения лексики; представить слово как единство лексического и грамматического значений; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать предмет изучения лексики; различать лексическое и грамматическое значения слова; понимать слово как их единство; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Задание из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Лексика — один из самых интересных разделов языкознания. Лексика изучает словарный состав языка, т. е. богатства, накопленные всеми многочисленными поколениями наших предков, богатства, которые приумножает каждое новое поколение, в том числе и мы с вами.

Изучая лексику, можно узнать, как жили наши пращуры, чем занимались, во что верили.

Вспомним библейскую фразу “В начале было Слово”. Ее понимают по-разному. Одно из значений фразы — утверждение великой, основополагающей роли Слова. Почти всё в мире названо: предметы, явления, действия, признаки предметов и действий. Почему почти? Потому что явления, чувства, настроения, состояния души трудно поддаются описанию. Порой мы не можем найти слов для их обозначения, выражения. Этот недостаток восполняется, например, музыкой, живописью, искусством вообще. Мы обнаруживаем созвучные нашей душе чувства, настроения у художников слова.

Мир бесконечно многообразен, постоянно обновляется. Возникают новые явления, и язык находит новые слова для их обозначения.

В утверждении и сохранении слов огромную роль играют словари, прежде всего толковые, т. е. те, в которых толкуются слова, объясняются их значения. Толковые словари фиксируют словарный состав языка, или лексику. Лексику изучает один из разделов языкознания — лексикология.

2. Работа по учебнику.

1) Чтение диалога на с. 149—150 и теоретических сведений на с. 150 (в середине страницы).

— Сколько слов в русском языке? (Ответы учеников.)

2) Самостоятельные наблюдения: упр. 326 — сравнение текстов.

3) Чтение теоретических сведений на с. 150 (в конце страницы).

4) Упр. 327 — чтение текста, выбор заголовка, обсуждение основной мысли.

Комментарий

Вариант заголовка: “Сколько слов в языке?”

Основная мысль текста: ни один словарь не может учесть все слова, которые входят в состав русского языка.

5) Упр. 328, 329 — работа с толковым словарем учебника, составление предложений.

Примечание

Работу лучше провести по трем вариантам (упр. 328: I — существительные, II — прилагательные, III — глаголы; упр. 329: I — поземка, II — изморозь, III - пурга). Обсудим составленные предложения, лучшие запишем в тетради.

3. Знакомство с толковыми словарями.

Толковый словарь учебника очень небольшой. Познакомимся со “Школьным толковым словарем русского языка” под ред. Ф.П. Филина (М., 1999). Этот словарь необходимо иметь каждому ученику для работы в классе и дома. (Покажем другие толковые словари.)

Кроме основного назначения - разъяснения значений слов, - толковые словари содержат сведения о правописании слов, их произношении, некоторых морфологических признаках, сочетаемости с другими словами.

4. Лексическое и грамматическое значения слов.

Мы знаем, что каждое слово что-либо обозначает: предметы, действия, признаки. Но у каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определенной части речи.

Поясним связь лексического и грамматического значения слов на примере. Представьте, что перед нами стакан с чаем и чашка с чаем. Форма этих предметов разная, а содержание одно. Теперь представим, что перед нами две одинаковые чашки (или два стакана). В одной — чай, в другой — кофе. Форма чашек одинаковая, а содержание разное.

Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.

Например, лексические значения слов “урок” и “май” совершенно разные. Грамматические же значения совпадают: это имена существительные 2-го склонения, мужского рода, ед. ч. Другой пример. Лексические значения слов “календула” и “ноготки” практически совпадают: это разные названия одного и того же цветка, синонимы, зато грамматические значения этих слов разные. Оба слова — имена существительные, но календула — 1-го склонения, женского рода, ед. ч., а слово ноготки в значении “травянистое растение семейства сложноцветных с оранжево-желтыми соцветиями” имеет форму только мн. ч.

Упр. 330 — беседа по вопросам, обсуждение заголовков, комментированное письмо.

(Ответ. Для связи первых двух предложений служат однокоренные слова снегопад и снег.)

Дополнительный вопрос

Определите стиль текста и докажите свое мнение. (Примерный ответ. Текст имеет признаки художественного стиля: лиризм, изобразительно-выразительные средства. Среди них ряды однородных членов (большой, крупный; темноватый, сероватый; искрится, блестит, сверкает), эпитеты (безоблачное, голубое-голубое), фразеологизм (глаз не оторвешь).

IV. Занимательная лингвистика

Упр. 331 - разгадывание кроссворда по лексическим толкованиям слов.

V. Подведение итогов

— Что называется лексикой?

— Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

— Что такое лексическое значение слова?

— В каких словарях дается лексическое значение слова?

Домашнее задание

1. § 64.

2. Упр. 332 — составление кроссворда.






Для любых предложений по сайту: [email protected]