Способы выражения лексических значений слов - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Способы выражения лексических значений слов - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать различные способы выражения лексических значений слов; дать понятие о сочетаемости слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать мотивацию к изучению нового.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слова; узнают способы выражения лексических значений слов; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что изучает лексикология?

— В каких словарях разъясняются значения слов?

— Как связаны лексическое и грамматическое значения слов?

2. Упр. 332 — разгадывание 1—2 кроссвордов на доске.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

Попробуем дать толкование слова бессердечный.

(Варианты ответов учеников.)

Дать толкование слова можно разными способами:

1) подобрать близкие по значению слова, синонимы: нечуткий, бездушный, равнодушный;

2) указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимания к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям;

3) раскрыть значение частей слова: тот, кто “без сердца”, т. е. нечуткий, бездушный, равнодушный.

— Какое из этих толкований вам кажется наиболее точным?

(Обсуждение.)

— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 64, с. 152).

2. Практическая работа.

Упр. 334 — обсуждение, сверка определений по толковому словарю.

Упр. 335 — обсуждение, выполнение задания (на доске и в тетрадях).

Каждое слово имеет способность сочетаться с другими словами. У одних слов количество таких сочетаний очень велико, у других ограниченно.

Например, составим словосочетания со словом вода (1—2 мин на эту работу):

1) такие, в которых слово вода было бы главным: чистая вода, вкусная, теплая, прозрачная, ледяная, застывшая, живая, речная, минеральная, газированная, родниковая, вода из крана, вода из проруби и т. д.;

2) такие, в которых слово вода было бы зависимым: лить воду, пить воду, набрать воды, купаться в воде, умываться водой, рассказывать о воде, принести воды и т. д.

Список слов, которые сочетаются со словом вода, можно продолжать долго.

Теперь попробуем составить словосочетания со словом делитель (это число или величина, на которые делят делимое): первый (и т. д.) делитель, выбрать делитель, сократить делитель. Вряд ли мы сможем придумать много словосочетаний. Ведь нельзя сказать, например, зимний делитель или делитель дерева. Вернее, сказать-то можно, но такие выражения бессмысленны. Мы видим, что число слов, с которыми сочетается слово делитель, ограниченно.

IV. Занимательная лингвистика

1. Найдите в толковом словаре определение слова анаграмма.

(Анаграмма - перестановка букв или звуков слова или словосочетания, в результате которой получается новое слово или словосочетание.)

2. Составьте анаграммы из данных слов (переставьте буквы в словах), чтобы получились названия городов и рек.

Дно, игра, мир, веки, остров, найду.

(Дон, Рига, Рим, Киев, Ростов, Дунай.)

V. Подведение итогов

— Какие способы разъяснения лексического значения слов вы знаете?

— Что такое лексическая сочетаемость?

— Как вы думаете, почему слова имеют разную лексическую сочетаемость?

Домашнее задание

1. § 64.

2. Упр. 336.

3. Рабочая тетрадь: задание 85 (с. 47).






Для любых предложений по сайту: [email protected]