Однозначные и многозначные слова - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Однозначные и многозначные слова - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учить находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 336 — комментированное чтение.

2) Задание из рабочей тетради.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Определите лексическое и грамматическое значения зависимого слова в словосочетании решить кроссворд.

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения в учебнике (§ 65, с. 153): рассмотрим рисунки, ответим на вопросы.

Дополнительный вопрос

— Каким образом можно узнать, в каком значении употреблено слово кисть, если мы не видим рисунка? (Примерный ответ. Нужно составить словосочетание или предложение, в которых значение слова будет ясным. Сочетаемость слова, контекст, т. е. окружающие слова, проясняют значение слова.)

— На основании самостоятельных наблюдений сделайте вывод о том, что такое однозначные и многозначные слова и сверьте вывод с определением учебника (с. 154).

— Как уточнить, является ли слово многозначным? (Примерный ответ. Надо обратиться к толковому словарю. Все лексические значения многозначного слова даны в таких словарях в одной словарной статье под номерами. Если указано только одно значение, слово однозначное.)

2. Упр. 337, 338 — выполнение заданий (с опорой на толковый словарь учебника).

Дополнительные вопросы

— Что общее есть в значениях встретившихся в упражнении многозначных слов? (Примерный ответ. Свирепый — отличающийся угрожающей силой. Коралловый — относящийся к кораллам по материалу или цвету.)

— Какими способами разъяснены лексические значения однозначных слов? (Примерный ответ. Айсберг — указаны отличительные признаки предмета: “плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника”.)

— Как вы думаете, одновременно ли появились разные значения слов? Есть ли общее между разными значениями многозначных слов?

— Слово “коралловый” первоначально означало “цвет коралла” или “сделанный из коралла”? (Примерный ответ. Очевидно, что обозначение цвета появилось позже. Общее у значений этого прилагательного — отнесенность к кораллу: у первого значения — по материалу, у второго — по цвету.)

3. Чтение теоретического материала (с. 154).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 339, 341, 342 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 340 — обсуждение, составление предложений.

3. Упр. 344 — обсуждение, подготовка к сочинению-рассуждению.

V. Занимательная лингвистика

1. Упр. 343 — выразительное чтение, обсуждение вопроса.

2. Упр. 346 — обсуждение юмористических рисунков.

3. Разгадывание кроссвордов, составленных учениками.

VI. Подведение итогов

— Какие слова называются многозначными?

— Как узнать с помощью толкового словаря, многозначно ли слово?

— Какова роль многозначных слов в речи?

Домашнее задание

1. § 65.

2. Упр. 345 — сочинение-рассуждение.

3. Сделать юмористические рисунки, в которых обыгрываются значения многозначных слов (по желанию).

4. Рабочая тетрадь: задание 84 (с. 46-47).






Для любых предложений по сайту: [email protected]