Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Корень слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить знания о корне слова; показать способы образования однокоренных слов; учить определять лексическое значение слов с омонимичными корнями; развивать навыки рассуждения как типа речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся узнают порядок морфемного разбора; научатся выделять корень слова; видеть в корне слова общее лексическое значение однокоренных слов; подбирать однокоренные слова; различать омонимичные корни; строить рассуждение; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что называется корнем слова?
— Как можно выделить корень в слове?
2. Чтение и анализ сочинений-писем.
3. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Задание. Выделите корни в словах раскосый, косица, косой, выкосить, искоса; косичка; укос. Одинаково ли значение корней? (Примерный ответ. Во всех этих словах корень -кос-, но значение корней разное — это слова с омонимичными корнями.)
2. Задание. Распределите слова по значению корней: а) раскосый, косой, искоса; б) косица, косичка; в) выкосить, укос.
Вывод. Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
3. Чтение диалога (§ 74, с. 13).
Примечание
В приведенном диалоге неудачно выбран пример, потому что есть неологизм ник — это псевдоним пользователя в Интернете, от английского nickname — “кличка, прозвище”. Можно взять другой пример — щик (такого слова нет) — и подобрать слова с этим суффиксом: каменщик, гонщик, пиарщик и т. д.
4. Самостоятельные наблюдения и чтение определения (§ 74, с. 13).
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 391 - выполнение задания (устно).
2. Упр. 392 - комментированное письмо.
Комментарий
Слова первой группы образованы от слова свет, второй группы — от слова тьма (корень -тьм-, наблюдаем чередование в корне: е с нулем звука).
3. Упр. 394 — комментированное письмо.
4. Упр. 395 — выполнение задания (устно).
Комментарий
В первой группе слов лишнее — спешиться (слезть с лошади, стать пешим), во второй — сера, серный, сернистый (химический элемент и производные слова), в третьей — гореть.
V. Занимательная лингвистика
Найдите корень в слове обувь. (Примерный ответ. Подберем однокоренные слова: обувать, обуть, разувать, разуть. Разберем слова по составу: об- и раз- — приставки; -ува- и –у- — суффиксы. Получается, что корень в слове исчез? На самом деле от корня осталась одна гласная у, да и она слилась с суффиксом.)
VI. Подведение итогов
— Что надо учитывать при определении корня слова?
При морфемном разборе корень выделяем последним. Сначала, подбирая формы слова, выделяем окончание. Затем путем подбора слов со сходной структурой определяем суффиксы и приставки. Наконец находим однокоренные слова для определения корня (или корней - в сложных словах.)
Домашнее задание
1. § 74, 75.
2. Упр. 393.
3. Упр. 396 или 397 (на выбор).
4. Рабочая тетрадь: задание 100 (с. 53).