Развитие речи. Рассуждение - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Рассуждение - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развить понятие о рассуждении как типе речи; показать, как строится рассуждение; развивать навыки монологической речи, интерес к этимологии, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся узнают признаки рассуждения; научатся составлять текст-рассуждение: формулировать тезис, подбирать аргументы, делать вывод; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант.

Полоскать белье, балконная решетка, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, цветной телевизор, поласкать котенка, телефонный справочник, лиловые соцветия, развивать усидчивость, поседеть от старости, мягкий диван, школьные кабинеты, грозди сирени.

Грамматическое задание. Запишите слова, выделите в них корни.

2. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 393 — проверка по цепочке (выполнение фонетического и морфемного разбора на доске).

2) Упр. 396, 397 — чтение сочинений.

3) Задание из рабочей тетради.

4) Вопросы.

— Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)

— Что характерно для текстов-описаний?

— Каковы особенности текстов-повествований? Комментарий

См. уроки 71—72.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

1. Самостоятельные наблюдения и чтение теоретического материала учебника (§ 75, с. 14—15).

2. Упр. 398 — чтение текста, беседа по вопросам.

3. Упр. 399 — выразительное чтение текста, обсуждение.

4. Упр. 400 — письменно, по вариантам, с последующей проверкой.

5. Упр. 401 — выразительное чтение текста, обсуждение, письменное выполнение.

6. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 15 (маршрут, правильный, велосипед, велогонки), в тетрадь-словарик, составьте с ними предложения.

IV. Занимательная лингвистика

Мы разобрались, почему среда называется средой. Легко догадаться о происхождении слов вторник, четверг, пятница. Откуда появилось название “неделя”?

Неделей когда-то называлось воскресенье. Это название сохранилось в других славянских языках: украинском — недиля, польском — недзеля, белорусском — няделя. Неделя — свободный от работы день, когда ничего “не делают”.

Понедельник — день после недели (воскресенья).

Во французском языке пять дней недели посвящены планетам. Считается, что они влияют на судьбы людей. Понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры.

V. Подведение итогов

— Что характерно для рассуждения как типа текста?

— Из каких частей состоит рассуждение? (Тезис, аргументы, вывод.)

Домашнее задание

1. § 75.

2. Упр. 402.

3. Узнать с помощью толкового или этимологического словаря происхождение слов суббота, воскресенье (по желанию).

4. Рабочая тетрадь: задания 101, 102 (с. 53).






Для любых предложений по сайту: [email protected]