Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год
Имя существительное - ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
№ 11. Тема: Части речи и члены предложения
Задание. 1) Разберите предложения 2 и 7 по членам предложения. 2) Определите, какой частью речи является каждое слово в предложении 4. 3) Выпишите два любых словосочетания, различных по структуре, из предложения 5. Обозначьте в них главное слово, напишите вопрос, на который отвечает зависимое слово.
Ель
(1) Каждый знает это самое распространённое в наших местах дерево. (2) Ель обычно растёт на влажных местах. (3) В густых ветвях ели ютятся птицы, строят свои гнёзда проворные белки. (4) В глубоких и тёплых гнёздах в зимнюю стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клёсты.
(5) Весною из спелых шишек ели ветер разносит лёгкие семена. (6) У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает молодняк. (7) Очень красивы молодые ёлочки. (8) Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых. (9) Сильные побеждают, затеняют слабых, и молодой лес разрастается.
(По И. Соколову-Микитову)
Имя существительное
№ 12. Тема: Морфологические признаки имени существительного
Задание 1. Определите постоянные признаки имён существительных (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения):
Ока —_________________________________
Брошь — _______________________________
Время —_______________________________
Музей —_______________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные окончания, согласуя имена прилагательные с именами существительными.
Ценн__ бандероль, больн__ мозоль, лечебн__ шампунь, нежн__ тюль, чёрн__ рояль.
Задание 3. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа и запишите их.
Килограмм (яблоки) — ____________________
Пара (чулки) — _________________________
Двое (грузины) — _______________________
Задание 4. Добавьте окончание, чтобы получилась форма именительного падежа множественного числа.
Директор__, инспектор__, инженер__, купол__, профессор__, договор__.
Задание 5. Заполните пустые строчки в морфологическом разборе имени существительного.
(На) берегу — 1. Имя существительное, так как обозначает ________________.
2. Начальная форма —_________________ .
3. Постоянные морфологические признаки: ________________, род, ____ склонение.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме ____ числа, ____ падежа.
№ 13. Тема: Словообразование имён существительных
Задание 1. Рядом с существительными запишите слова, от которых они образованы. Определите способ образования.
Гитарист ← ________________ ________________ способ
Дисгармония ← ________________ ________________
Собеседник ← ________________ ________________
Хлебозавод ← ________________ ________________
Задание 2. От данных слов составьте словообразовательные цепочки.
Игрушка ← ________________ ← ________________
Пароходство ← ________________ ← ________________ + ________________
Соединение ← ________________ ← ________________
№ 14. Тема: Правописание сложных имён существительных
Задание. Спишите, раскрывая скобки.
(Корабле) крушение, (авиа) салон, (северо) восток, (премьер) министр, Ростов (на) Дону, (пол) города, пол (урока), (пол) листа, (полу) остров, (спец) заказ.
№ 15. Тема: Употребление имён существительных в речи
Задание 1. Подберите к существительным синонимы и запишите их.
Безразличие — _________________________
Грядущее —____________________________
Изумление —____________________________
Мятеж — _______________________________
Хаос — ________________________________
Задание 2. Подберите к существительным антонимы и запишите их.
Комедия —_____________________________
Отрицание — ___________________________
Предок —______________________________
Простодушие —__________________________
Труженик — ____________________________
Задание 3. Подчеркните примеры образного употребления существительных, определите вид тропов и надпишите название над словами.
Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Всё выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.
(И. Соколов-Микитов)
Задание 4. Составьте и запишите предложения, употребив в них фразеологизмы в мгновение ока, капля в море, душой и телом.
№ 16. Тема: Произношение имён существительных
Задание. Расставьте ударения. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.
Алфавит, арбузы, банты, газопровод, диспансер, документ, дремота, знамение, иконопись, каталог, квартал, кладовая, краны, мусоропровод, отрочество, средства, статуя, столяр, торты, ходатайство, щавель, шарфы, эксперт.
№ 17. Тема: Речь. Стили речи
Задание 1. Определите стиль текстов и запишите их название.
I. Биология — наука о живой природе. Её название произошло от греческих слов “биос” — жизнь и “логос” — наука.
Современная биология разделилась на множество наук. Так, животных изучает зоология, растения — ботаника. Но и внутри них выделяют науки по изучению отдельных групп животных и растений.
II. Справка
дана Самсонову Кириллу в том, что он является учеником 6 “Г” класса средней общеобразовательной школы № 324 г. Москвы.
Директор СОШ № 324 И. Н. Иванова
Задание 2. Запишите определение лингвистических понятий.
Имя существительное — _________________________
Орфография — _________________________________
Текст — _______________________________________