ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ - Урок 2 - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ - Урок 2 - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Выпишите пары слов, которые являются антонимами.

Уважать — презирать, почёт — уважение, вверху — внизу, герой — трус, грамотный — безграмотный, лиловый — белый, никогда — всегда, футбол — хоккей, свет — тьма, болезнь — здоровье, вставать — садиться, бежать — прыгать, яркий — тусклый.

В однокорневых антонимах выделите корни.

Выполните морфологический разбор выделенного слова.

✓ 2. Прочитайте. Определите, пользуясь материалом для справок, в каком значении употреблено слово мир в каждом примере.

Всем миром

Этот шар, пролетающий мимо

Это внутренний мир человека —

Дальних звёзд1 и космических трасс,

Так запомни и так запиши!

Мир — высокое званье планеты,

Неспр..ста называет(?)ся Миром,

В беспредельность3 направленный путь.

Почитает(?)ся Миром у нас;

Шар с Москвою, Парижем и Римом,

Карандаш беспощадной ракеты

Где Бангкок, и Нью-Йорк, и Каир,

(Не) посмеет его зачеркнуть.

Жизнь! Бе..смертие запрограммируй!

Все равно именует(?)ся Миром,

Сбыт(?)ся наши надежды должны,

Хоть непрочен подчас этот мир.

Если, как говорит(?)ся, всем

Мысли, чу..ства, ответное миром эхо

Землю мы защитим2 от войны.

На движение бли..кой души.

(Е. Долматовский)

Материал для справок:

Мир1, -а, мн. миры, м. 1. Вселенная. Происхождение мира. 2. Планета. 3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. Объехать весь мир. 4. Человеческое общество, объединённое определённым общественным строем. Античный мир. 5. Какая-либо сфера жизни или область явлений в природе. Животный мир.

Мир2, -а, м. 1. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. В доме был мир. 2. Отсутствие войны, вооружённых действий между государствами. Борьба народов за мир. 3. Соглашение между воюющими сторонами об окончательном прекращении военных действий; мирный договор. Подписать мир. 4. Тишина, покой, спокойствие. Мир вечера. (Всем) миром — вместе, сообща.

✓ 3. Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите среди глаголов, обозначающих действия мыши-сеноставки, синонимы. Чем они отличаются друг от друга? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните глаголы-синонимы.

Мы поднялись на вершину горы, где ст..яли вел..каны. кедры.4 Где-то вн..зу журчал ручей. Вдруг ре..кий свист ра..дался совсем рядом, где-то под камнями и впереди промелькнул, и..чезнув в ра..щелине, какой-то рыжеватый зверёк. Сеноставка! Мы не двигались. Резко пискнув, сеноставка2 выскочила на камень. Чуть пониже пок..залась другая. Посидев с минуту на солнышке, она, как мячик, прыгая с камня на камень, умчалась вни.., туда, где кончалась ро..сыпь и начиналась лужайка, поросшая травами и цветами. Немного погодя сеноставка уже мчалась вверх по камням, неся во рту зелёную веточку. Навстречу ей выскочили3 две небольшие сеноставки — ее дети. Оторвав по листочку, они принялись жевать а мать в..бежала на ровную пл..ту и положила веточку. Только теперь мы увидели что на плите лежит трава, разложенная для сушки. А чуть в стороне, под нависшей плитой, стоит маленький ст..жок сена. Сеноставка поворошила2 траву высохшую отнесла к стожку и снова побежала вниз.

На другой день мы снова с..дели против стожка. Вдруг две сеноставки стали переносить разложенную для сушки траву под “навес”.

К вечеру подул ветер поползли тучи а потом пошёл дождь.

Так вот почему торопились зверьки1 убрать сено!

(В. Нетисов)

✓ 4. Какое общее смысловое значение имеют синонимы каждого ряда? Выберите соответствующие формулировки из материала для справок. Чем синонимы каждого ряда отличаются друг от друга? Составьте предложения с каждым синонимом одного из рядов.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; весёлый, неунывающий, жизнерадостный; аплодировать, рукоплескать, хлопать; актуальный, животрепещущий; встретить, натолкнуться; граница, грань, рубеж, черта, линия, межа.

Материал для справок: “выражать одобрение аплодисментами”, “отсутствие ветра”, “беззаботно-радостный”, “при ознакомлении обнаружить”, “линия разграничения чего-либо”, “интересующий всех в данный момент”.

✓ 5. Прочитайте текст. В каких значениях употреблены выделенные слова? Какие значения этих слов вам известны? Определите с помощью словаря, какие еще значения есть у них. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

Праздник цвета и тишины

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые солов..и. Капель после бол(?)ших морозов. И есть пора в году, когда земля над..вает самые дорогие наряды. В эти дни кажет(?)ся, что земля нач..нает даже светит(?)ся. Вы замечали, наверно: идёшь по лесу — свет! Думаешь, пятна солнца, а это два ж..лтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки2 наполнены бел..м матов..м пронзительно-ж..лт..м3 светом. А глянет солнце — свет во сто крат умножается. В такой час чувству..шь себя на земле именинником. Обострённый слух лов..т дальнее теньканье птиц, замечаешь син..ю струйку костра между ветками, зам..чаешь синий холод лесной речушк.., стожки на полян.., никем не сорванный красный гриб. Зар..сли ежевики. Огонь рябин. Серебристые ниточки паутины на стерне за опушкой. Что ни шаг — новые краски. В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадл..жит эта земля.

(В. Песков)

✓ 6. Прочитайте отрывки из произведений Н.А. Некрасова. С какой целью поэт использует диалектные слова? Объясните их значение, выбирая нужное толкование.

1) В избушке — теленок в подклети.

2) Где не пробраться лошади,

Где и без ноши пешему

Опасно перейти,

Там рать — орда крестьянская

По кочам, по зажоринам

Ползком ползете плетюхами...

3) Кто ловит пиявок

На лаве, где мамка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску...

✓ 7. С данными словами, заимствованными из французского и английского языков, придумайте и запишите словосочетания.

Абажур, комбинезон, маникюр, десерт, маскарад, фойе, жюри, пари, тираж, митинг, смокинг, пенсне, кашне, бизнес.

✓ 8. Прочитайте приведённые толкования. Запишите через запятую заимствованные слова, которые они характеризуют.

1. Срочный вывоз людей из местности, представляющей для них опасность.

2. Растирание тела в лечебных целях.

3. Обмен мнениями врачей по поводу уточнения диагноза больного или методов его лечения.

4. Заключительная часть спортивного состязания на скорость.

5. Часы с очень точным ходом.

6. Специальное разрешение государственных органов на предпринимательскую деятельность.

7. Выпускник средней школы, претендующий на поступление в высшее учебное заведение.

8. Устройство, предназначенное для прыжков с самолета и спуска с него грузов.

✓ 9. Прочитайте любую русскую народную былину. Выпишите из неё устаревшие слова. Выясните с помощью этимологического словаря их значения. Разделите выписанные слова на два столбика: 1) те, которые ушли из языка совсем по причине исчезновения тех предметов, которые они обозначали; 2) те, которые ушли из языка, так как были заменены более новыми.

✓ 10. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения слова. Запишите правильные варианты фраз.

Выводы и предложения были основанными; их не устраивает уровень житья; дипломант защитил работу; туристам необходимо запастись продукцией; наиболее эффектные методы преподавания; представляю вам слово; товары идут на импорт; он одел костюм; удобрения способствуют повышению урожая.

✓ 11. Выберите из предложенных в скобках слов-синонимов (исконно русского и заимствованного) наиболее подходящее для каждого предложения. Запишите получившиеся предложения.

1. Сохранилось много ...... о героическом прошлом русского народа.

Мы с интересом прослушали несколько ...... Древней Греции.

(миф, предание)

2. У зимовщиков подходили к концу ...... продовольствия.

Противники бросили в бой свои последние.... …

(резервы, запасы)

3. Председатель собрания объявил ...... на десять минут.

В ...... мы вышли в фойе театра.

(антракт, перерыв)






Для любых предложений по сайту: [email protected]