ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Сравните два текста-описания одного и того же природного явления. Что в них общего и в чём их отличия? Укажите слова и выражения, выражающие отличия между этими текстами.

I.

Гроза над Окой

Я вышел к берегу, прикинул, куда идёт гроза, и увидел, что она идёт прямо на лес и на избу. Надо было переждать грозу. Я вернулся к избе, сел на терраске на пол и приготовился остаться с глазу на глаз с грозой.

Потемнело. Внезапная молния судорожно передёрнула небо, и я увидел над Окой тот дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы. Потом еще потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках показались ослепительно-белыми, как это бывает ночью.

Вихри туч опустились к земле, как тёмные свитки, и вдруг солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстёгнутый громом, тоже косой и широкий ливень.

Лес сверкал и дымился от счастья.

Я понял внезапно, как мила наша земля и как мало у нас слов, чтобы выразить её прелесть.

(По К. Паустовскому)

II.

Грозы

Грозы чаще всего случаются летними вечерами, когда разогретый за день воздух оказывается зажат между поверхностью земли и холодными высотными воздушными слоями. Тёплый воздух пытается подняться вверх, холодный — опуститься вниз; этот конфликт превращается в настоящую войну! Ведь гроза — самое мощное электрическое явление природы.

В кучево-дождевых облаках мощные воздушные потоки сталкивают капельки и кристаллики льда между собой, порождая электрические заряды. Они накапливаются в нижней части облака, образуя мощное электрическое поле, которое притягивает электрические заряды на земле. Постепенно напряжение между облаком и землёй нарастает, и возникает электрический разряд — удар молнии.

Воздух, сквозь который проходит молния, нагревается до тысячи градусов, резко расширяется и давит на более холодный воздух вокруг, сжимая его. Затем и этот холодный воздух нагревается, расширяется и давит на следующие слои воздуха. Возникающие при этом колебания воспринимаются нами как гром. Воздух из-за быстрого движения молнии вокруг ней нагревается и расширяется неодновременно. Первая ударная волна возникает при расширении воздуха вблизи земли, вторая — в более высоком слое воздуха, потом — прямо под облаком. Все эти волны накладываются друг на друга, и возникают громовые раскаты.

(Зелёная планета. Энциклопедия знатока)

✓ 2. Проделайте, как и в задании 1, работу с текстами-описаниями природы Египта.

I.

Природа Египта

Египет относится к тем немногим странам, которые расположены сразу на двух континентах — в Африке и Азии. Ливийская, Аравийская и Нубийская пустыни представляют собой безжизненное песчаное и щебнистое плато высотой от 300 до 1000 метров, занимающее 96% территории страны. Только вдоль рек и вблизи оазисов есть города и селения.

Особенность климата Египта — дующий из Сахары пятьдесят дней подряд в апреле-июне сухой и жаркий ветер хамсин (от арабского слова, означающего “пятьдесят”), несущий огромные облака мельчайшей песчаной пыли. Во время хамсина порой всё погружается в кромешную тьму и жизнь замирает даже в крупных городах.

Нил — единственный лежащий на поверхности водный источник. Однако в пустыне под плотными слоями песка скрыты подземные озёра и даже моря пресной воды.

В Египте растёт много тропических растений, в основном посаженных человеком: финиковые и другие пальмы, цитрусовые, бананы, гуава и др. Естественная растительность гораздо беднее, так как под поля и пастбища заняты почти все плодородные земли.

(Из энциклопедии “Страны и континенты”)

II.

Свет зодиака

Солнце склонялось к Ливийской пустыне... Воздух был тёпел и душен... Необъятное пространство между небом, пустыней и долиной Каира было всё в пыльно-золотистом блеске... Летучие мыши дрожащими зигзагами зареяли вокруг... Солнце тонет в сухой сизой мути, и шафранный свет заката быстро меркнет. Мириады весёлых огней рассыпаются по темнеющей долине Каира. Со всех сторон обступает Каир африканская душная ночь.

Из тьмы неведомых горячих стран пролагает свой путь священная река, источники которой знали лишь жрецы Саиса. Неведомые экваториальные созвездия поднимаются оттуда, — и звёздное небо принимает “вид лучистых алмазов на чёрно-бархатном покрове гроба”.

А в Ливийской пустыне сонные змеи песков бегут и бегут во входы пирамид, уже давно пустующих.

(По И.А. Бунину)

✓ 3. Прочитайте текст. Докажите, что данный текст — описание.

Ответьте на вопросы, выполните задания.

Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и как бы зорко охранял равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер просушивал колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. На западе картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Она темнела пятнами лесов, как старинное тусклое серебро, тонула в утреннем тумане. Ветер холодил лицо. Степь увлекала, овладевала душой, наполняла её чувством радости.

За курганом блеснула круглая налитая весенней водой ложбина. Есть что-то чистое и весёлое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по её бережкам, оставляют на иле свои звёздообразные следы. В мелкой, прозрачной воде отражаются ясная лазурь и белые облака весеннего неба.

Вопросы и задания

1) Какие слова в предложениях первого абзаца помогают нам понять, что в тексте описана ранняя весна?

2) Какие средства выразительности использовал автор в выделенном предложении текста?

3) Выпишите второе предложение и разберите его по членам.

4) Подчеркните сложные прилагательные.

✓ 4. Напишите сочинение-описание на одну из тем.

1) “Морское побережье вечером”.

2) “На лесной полянке”.

3) “Васильково-ромашковый луг”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]