КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ

Все уроки русского языка 6 класс

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ

Методический материал для уроков русского языка разработан в соответствии с программой 6 класса (Російська мова: Програма для 5—12 класів загальноосвiтнiх навчальних закладів з росiйською мовою навчання / Н. Г. Озерова, Г. О. Михайшвська, Л. В. Давидюк, В. I. Стапвка, К. I. Бикова. — Чернівці: Видавничий дiм «Букрек», 2005). Современный подход к обучению — основа планов-конспектов. При разработке уроков использованы как традиционные, так и различные инновационные приемы, методы, формы (предлагаются элементы проектной технологии, работа в группах, парах; даются элементы уроков словесности, тестовые задания).

Реалии современности требуют развития у учащихся креативного подхода к обучению, поэтому с целью осознания значимости коллективной работы, развития исследовательских умений, углубления, систематизации и обобщения материала рациональным является введение в уроки элементов проектных технологий.

Занятия в группах предполагают обязательное равномерное присутствие в каждой группе учащихся с высоким, достаточным, средним и низким уровнем знаний. Группы могут быть как постоянного состава, так и меняющегося (в зависимости от целей и задач урока, степени сложности, уровня усвоения материала, пожеланий учащихся).

Ввиду того, что повышаются требования к развитию устной речи, на современном этапе целесообразным является введение в уроки русского языка элементов словесности. Это же способствует целостному восприятию текстов учащимися.

В связи с внедрением внешнего независимого оценивания и проведения тестовых итоговых аттестаций следует систематически работать с тестовыми заданиями разных уровней, типов.

Для всех этих видов работ в данном методическом пособии подобран разнообразный материал в достаточном количестве, так что каждый учитель, ориентируясь на свой класс, сможет отобрать то, что ему по душе.

Планы-конспекты созданы с учетом возраста учащихся и содержат не только познавательный материал, но и игровые моменты, развивающие творческую активность школьников, увлекающие в интересную страну русского языка, помогающие легко запомнить новые правила. Так, применение рифмограмм (орфограмм в стихах) способствует быстрому овладению правилом, не вызывает особых трудностей при запоминании и обеспечивает индивидуальный подход — право выбора ребенком, в какой форме он будет усваивать правило.

В методическом пособии используются отрывки из авторской лингвистической сказки «Невероятные приключения Кости Ошибкина и Лены Пятеркиной», разработанной в соавторстве с учителем высшей категории, учителем-методистом Т. Г. Челышевой, опробованной ею в течение 10 лет и представленной на республиканском конкурсе «Учитель года».

Нестандартные этапы и рубрики урока — лабораторная работа, «Кладовая подсказок», физкультминутка для пальцев, игра «Змейка», «На закуску» — направлены на формирование устойчивой мотивации изучения русского языка.

Формирование социокультурной компетенции на уроках (этот курс, к сожалению, практически не разрабатывается, а порой игнорируется) достигается за счет работы на основе подобранного дидактического материала, использованного в планах-конспектах, исходя из тем, помещенных в новой «Программе для 5—12 классов»: «Язык — духовная ценность: мысли выдающихся людей, пословицы, загадки мира слов»; «Украина и Россия — великие славянские державы: города и реки России»; «Национальная культура: традиции, обычаи и быт: народное искусство, народные праздники, обычаи, поверья, приметы и т. д.».

В помощь учителю предлагается рубрика «ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку», которая заранее нацеливает преподавателя (особенно молодого специалиста) на подготовку раздаточного материала (РМ), книг, иллюстраций, текстов.

С целью дифференцированного подхода к обучению разным группам учащихся даются различные по степени трудности домашние задания.

Основная структура уроков выглядит следующим образом:


УРОК №


Тема урока.

Цели урока:

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний

III. Постановка целей и задач урока

IV Объяснение нового материала

V. Закрепление

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень

Достаточный уровень

Средний уровень

VIII. «На закуску»

ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку


Поурочные планы ориентированы на работу по учебнику для 6 класса с русским языком обучения (Быкова Е. И., Давидюк Л. В., Стативка В. И. Русский язык. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Е. И. Быкова, Л. В. Давидюк, В. И. Стативка. — К.: Пед. пресса, 2006). Однако в связи с тем, что большинство заданий планов-конспектов автономно, книгой могут пользоваться преподаватели, работающие и по учебникам других авторов.

Количество уроков развития речи соответствуют программе (16 часов) и содержат теоретическую и практическую части.

Как приложение разработано календарно-тематическое планирование с указанием целей урока, материала для повторения, тематики дидактического материала, использованного на уроке, оборудования.

Данная поурочная разработка окажет практическую помощь в выборе видов работ тренировочного и контролирующего характера, которые представлены в полном объеме и соответствуют требованиям «Программы для 5—12 кл.». Книга рассчитана на ее творческое использование, варьирование способов подачи материала, чередование подобранных для учителей заданий с упражнениями учебника.


КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата

Тема урока

Цели урока

Материал для повторения

Тематика дидактического материала

Оборудование

I семестр

Введение

1

Введение. О богатстве русского языка

Расширить знания учащихся о богатстве русского языка; формировать необходимость понимания качества речи; воспитывать уважение к культуре через словесность


Язык — духовная ценность. Мысли выдающихся людей. Пословицы. Загадки мира слов

1. Карточки с афоризмами о русском языке (по 2 на группу) (РМ).*

2. Карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ)

2

Повторение. Части речи и члены предложения

Обновить знания учащихся по теме; развивать навыки определения членов предложения и их выражения различными частями речи; прививать интерес к языку

Части речи, члены предложения, синтаксический разбор предложения

Язык — духовная ценность Мысли выдающихся людей


3

Простые и сложные предложения

Актуализировать знания учащихся по теме «Виды предложений»; развивать навыки анализа предложений; воспитывать уважение к слову


Язык — духовная ценность. В мире слов

Таблица (РМ)

Лексикология и фразеология

4

Лексикология и фразеология. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Повторить ранее полученные сведения по лексикологии; дать понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; прививать интерес к работе со словарями

Антонимы, синонимы

Язык — духовная ценность. В мире слов, жизнь слова

Выставка словарей (толковые, фразеологические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, молодежного сленга)

5

Развитие речи** 1. Общение и речь. Ситуация общения и ее составные части

Повторить ранее полученные сведения о речи, обучать искусству общения; практическим путем выявить составляющие диалога; воспитывать культурного собеседника, уважение к собеседникам


Язык — духовная ценность. Культура речевого поведения


6

Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь

Повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем, расширять словарный запас учащихся; познакомить учащихся с требованиями к выполнению проекта; воспитывать эрудированного собеседника, умеющего применить свои знания в жизни



1. Книга: Н. Ходза Новые проделки Хитрюшкина. — Ленинград: Детская литература, 1968.

2. Словарь фразеологизмов.

3. «Критерии оценивания проекта» (РМ)

7

P.P. 2. Тема и основная мысль общения

Обновить ранее полученные сведения о теме и основной мысли общения; развивать логическое мышление в процессе подготовки к ответам, коммуникабельность при работе в группах; воспитывать самостоятельность при анализе текста

Повторение орфограмм: безударная гласная, буква и, ы после ц, ь у существительных 3 скл., словарные слова, проверяемые согласные, непроизносимые согласные

Язык — духовная ценность. Имена и фамилии, их происхождение

3—4 распечатки этимологии наиболее распространенных имен (РМ)

8

Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения как разновидность фразеологизмов

Углубить ранее полученные знания о фразеологии; расширить сведения о крылатых выражениях; учить сопоставлять знания, полученные на различных уроках; развивать навыки слушания; воспитывать заинтересованность в изучении и осмыслении учащимися русского языка


Язык — духовная ценность. Крылатые слова и выражения. О значении и происхождении слов и выражений.

Мысли выдающихся людей

1. Книга «Почему мы так говорим. Крылатые слова» под редакцией Р. А. Замтарадзе (или сборник крылатых выражений Н. С. Ашукина, М. Г. Ашукиной «Крылатые слова»).

2. Распечатка афоризмов

9

Подготовка к тематической аттестации***. КВН

Обобщить материал по пройденным темам; развивать коллективное творчество, интерес к исследовательской

работе; воспитывать любознательность, доброжелательность во взаимоотношениях в процессе лингвистического соревнования




10

Т. А. 1. Языковая тема (контрольное списывание). Аудирование

Проверить уровень знаний по теме, умения и навыки их использования; развивать внимание, самостоятельность и ответственность при выполнении контрольных заданий; воспитывать старательность, аккуратность


Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова


Имя существительное

11

Понятие о морфологии. Повторение. Части речи

Дать понятие о морфологии как о науке о языке; развивать навыки разграничения частей речи, учитывая их морфологические особенности; воспитывать у учащихся чуткость к языку

Повторение частей речи

Язык — духовная ценность. Загадки мира слов


12

Р. Р. 3. Составление диалогов

Расширить знания учащихся о диалогической речи, ее особенностях, правилах построения; формировать навыки построения диалога на заданную тему, учитывая ситуацию общения; прививать критическое отношение к собственным высказываниям с точки зрения их речевого оформления

Пунктуация при диалоге

Язык — духовная ценность. Культура речевого поведения

1. Таблица «Критерии оценки диалога» (для учителя).

2. Памятка «Основные требования к диалогу» по одному экземпляру на парту (РМ) — можно заменить записью в тетрадях для развития речи

13

Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных

Углубить понятие о морфологических признаках существительного; формировать навыки грамотного написания собственных имен существительных, опознавая их в тексте; воспитывать у учащихся языковое чутье при их нахождении, опираясь на материал русского фольклора и развивая межпредметные связи

Повторение орфограмм: безударные гласные, непроверяемые гласные и согласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные, и, у, а после шипящих

Украина и Россия — великие славянские державы. Города и реки России. Национальная культура: традиции, обычаи и быт.

Народное искусство

Иллюстрации старшеклассников к стихотворению А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» (или иллюстрации, раскрывающие суть стихотворения)

14

Число и род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа

На базе имеющихся знаний расширить понятие о числе и роде имен существительных; познакомить с новым для учащихся явлением употребления существительных общего рода, наличием существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; воспитывать у учащихся культуру речи (правильное использование существительных общего рода)

Повторение орфограмм: разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами, употребление ъ для обозначения мягкости согласных, гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с), буквы з и с на конце приставок



15

Р. Р. 4. Изложение текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения

Продолжить обучение написания изложения, используя план и соблюдая логическую последовательность событий в тексте повествовательного характера; формировать навыки правильного общения на примере текста изложения «Павлик»; воспитывать у учащихся умение поддерживать дружбу, быть правдивыми


Человек. Нравственные качества


16

Падежи имен существительных. Три склонения имен существительных.

Орфография. Буквы е, и в окончаниях (повторение), ь на конце существительных

Актуализировать знания по склонению имен существительных; совершенствовать навыки правильного написания окончаний существительных, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимание к написанию существительных (ь е, и), уважение мнения одноклассников

Повторение орфограммы «е, и в окончаниях существительных»



17

Р. Р. 5. Текст и его основные признаки

Углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа; расширять кругозор учащихся


Национальная культура: традиции, обычаи и быт. Народные праздники, обычаи, поверья, приметы

Таблицы понимания (РМ), карточки для работы в 4 группах

18

Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные

Расширить представления учащихся о склонении существительных: познакомить учащихся с особенностями разносклоняемых и несклоняемых существительных; обратить внимание на причину выделения особых групп существительных; прививать интерес к русской словесности и желание грамотно говорить и писать; развивать умение контролировать свою речь

Повторение орфограмм: лаг-лож; раст- рос; кас-кос, гар-гор; зар-зор



19

Способы образования имен существительных

Познакомить учащихся с разнообразными принципами и способами образования существительных; развивать навыки слушания и понимания текста; прививать желание творческого осмысления теоретического материала




20

Орфография. Написание суффиксов --чик-, -щик-, -ек-, -ик-

Повторить теоретические сведения о существительном; формировать навыки правильного написания существительных с наиболее употребительными суффиксами и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся; прививать познавательный интерес к лингвистике

Повторение орфограммы «Чередование и, е в корнях»

Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова. Сказки


21

Орфография. Буквы о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных

Обучать учащихся верному выбору о, ев суффиксах и окончаниях существительных после шипящих, вводя элементы опережающего обучения; формировать навыки правильного написания о и е в различных частях речи и частях слова, предотвращая ошибки при наложении нового материала на изученный; воспитывать внимание на уроке

Повторение орфограммы «О, ё после шипящих в корне слова»



22

Не с существительными

Познакомить с правилами написания не с существительными, прилагательными и наречиями, предотвращая ошибки при наложении нового материала на ранее изученный; повторить правила написания не с глаголами; закреплять навыки разграничения правила написания не с различными частями речи; воспитывать познавательный интерес к языку, используя элементы словесности


Национальная культура: традиции, обычаи и быт. Народные праздники, обычаи, поверья, приметы, сказки, анекдоты

Карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ)

23

Повторение. Подготовка к Т. А. 1

Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки написания этой части речи; развивать умение составлять связный текст научного и художественного стилей, учитывая их особенности; воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство единения при выполнении общей задачи



1. Карточки с заданиями для групп по 3-м турам — 4 шт.

2. Карточки для практического задания — 4 шт.

3. Иллюстрации (виды природы) — 4 шт.

24

Т. А. 2. Языковая тема (тесты, ответы на вопросы или написание орфограмм). Словарный диктант

Проверить, в какой степени учащиеся владеют теоретическим и практическим материалом по теме «Имя существительное»; развивать умение видеть языковую тему обобщенно; тренировать орфографическую зоркость и навык использования теории в практической деятельности; воспитывать сосредоточенность, ответственность в работе




25

Р. Р. 6. Композиция текста. Средства связи предложений в тексте

Повторить сведения о композиции текста; познакомить учащихся с типологией средств связи предложений в тексте; закрепить полученные сведения на примерах; развивать умение самоанализа; воспитывать интерес к языку через восприятие текста сложной композиции


Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова

На каждую парту — текст «Очень страшная история» (РМ) (как вариант: вывести на мультимедийную доску или в виде плаката повесить на обычной доске)

Имя прилагательное

26

Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные

Углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании




27

Орфография. Не с прилагательными

Повторить правила написания и, ы после ц, не с различными частями речи; закреплять навыки опознавания частей речи по их лексическим и грамматическим признакам; тренироваться в написании орфограмм; воспитывать внимание, развивать память

Повторение орфограммы «И, ы после ц»



28

Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Способы образования. Наиболее употребительные суффиксы. Морфологический разбор имени прилагательного

Познакомить учащихся со способами образования степеней сравнения качественных прилагательных; развивать навыки определения грамматических признаков качественных прилагательных; обратить внимание на написание наиболее употребительных суффиксов прилагательных; расширять кругозор учащихся, прививая интерес к использованию дополнительной литературы

Способы образования имен существительных



29

Орфография. Н, нн в суффиксах прилагательных

Учить систематизировать материал в таблице для более четкого его восприятия; формировать умение грамотного написания н—нн в прилагательных; воспроизводить связный текст научного стиля по опорной таблице; проверить усвоение полученных ранее сведений о прилагательном; воспитывать внимание




30

Орфография. О и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных (повторение). Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных

Повторить правила написания о и ев различных частях речи и частях слова, закрепляя данные навыки; познакомить с правилами выбора суффиксов -к-, -ск-; повторить понятие антоним в игровой форме; развивать логическое мышление при работе с антонимами; воспитывать понимание и любовь к стихотворной речи

Повторение правил написания о и е в различных частях речи и частях слова.

Повторение понятия антоним



31

Правописание сложных прилагательных

Развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как формы отражения действительности



1. Таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа «Я — художник».

2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).

3. Фишки-баллы

4. Академические шапочки для экскурсоводов.

5. Картина крымской художницы Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени)

32

Полные и краткие формы имен прилагательных, их синтаксическая роль в предложении.

Орфография. Написание кратких прилагательных с основой на шипящую

Обучать распознанию полных и кратких форм имен прилагательных; дать понятие о синтаксической роли кратких прилагательных; формировать навыки грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую; воспитывать образность мышления; прививать чувство патриотизма

Повторение написания ь на конце существительных после шипящих, пол-, полу- с существительными



33

Повторение. Подготовка к Т. А. 3

Вспомнить правила орфографии по темам «Имя прилагательное», «Имя существительное»; обучать работе с диктантом-переводом; вырабатывать чутье к языку, способствующее усвоению правил орфографии и пунктуации; обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному краю

Повторение правил орфографии по теме «Имя прилагательное», «Имя существительное»

Украина и Россия — великие славянские державы.

Киев — столица государства


34

Т. А. 3. Языковая тема (диктант). Чтение молча

Проверить уровень знаний и умений учащихся по теме «Имя прилагательное»; проверить умение зрительного восприятия и понимания текста, умение самостоятельно определять главную мысль произведения; прививать любовь к природе; учить удивляться обыкновенным чудесам


Природа — национальное достояние. Растительный мир. Проблемы защиты окружающего мира

Материал к чтению молча (один экземпляр на парту или каждому учащемуся) (РМ)

35

Р. Р. 7. Сложный план готового текста

Повторить правила составления плана к тексту; познакомить с разновидностями сложного плана; закрепить полученные сведения на практике; через познавательный интерес воспитывать уважение к национальным символам Украины


Украина и Россия — великие славянские державы. Государственные символы Украины

Памятка «Как составлять план текста» (в виде РМ, или на доске, или в виде таблицы)

36

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение. Имя прилагательное

Познакомить с классификацией ошибок в письменных работах; проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте; формировать у учащихся умение анализировать и исправлять собственные ошибки; через сатирическое отношение к ошибкам, используя лучшие образцы русской художественной литературы, воспитывать старание и упорство в достижении хорошего результата работы


Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова


Имя числительное

37

Имя числительное как часть речи. Простые, сложные, составные числительные

Повторить написание н, нн в именах прилагательных; развивать логическое мышление, умение анализировать лингвистическую ситуацию; формировать навыки распознавания видов числительных; воспитывать творческое отношение к русскому языку

Повторение орфограммы «Н, нн в именах прилагательных»



38

Р. Р. 8. Типы речи (повторение и углубление знаний). Сочетание в одном тексте разных типов речи

Повторить и углубить знания о типах речи; развивать умения работы с текстами с соединением разных типов речи; воспитывать интерес к этимологии слов, к истории жизни и творчеству великих людей


Язык — духовная ценность. Загадки мира слов. Жизнь слова.

Наука. Религия. Культура. Искусство. Выдающиеся деятели культуры (художники)

Образцы типов речи, распечатанные для вывешивания на доске, таблица; распечатка названий художественных произведений на листках для «Кладовой подсказок» (РМ)

39

Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Мягкий знак в числительных

Познакомить с разрядами числительных; формировать умения и навыки написания ь в середине числительных; через развитие познавательного интереса воспитывать любовь к родному краю


Украина и Россия — великие славянские державы. Города Украины


40

Склонение количественных числительных

Опираясь на учебник, дать понятие о склонении различных категорий количественных числительных; формировать умение правильного употребления в речи числительных в косвенных падежах и склонения количественных числительных; воспитывать ответственность, внимание при взаимопроверке, культуру речи

Повторение орфограмм по теме «Написание и не написание ь во всех частях речи»



41

Р. Р. 9. Научный текст с числительными. Правильное их употребление в речи

Учить правильному употреблению числительных в косвенных падежах в устной речи; расширять и углублять познания о стилях речи, на практических примерах анализируя их особенности; воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе


Природа — национальное достояние. Растительный мир. Проблемы защиты окружающего мира

Карточки с текстами 10 шт. (РМ); текст «Экран криминальных сообщений» — 2 шт.

42

Склонение порядковых числительных. Слитное написание числительных на -сотый, -тысячный

Познакомить с особенностями склонения порядковых числительных; развивать навыки склонения количественных числительных; формировать навыки и умения склонения порядковых числительных; воспитывать ответственность, внимание и доброжелательность при взаимопроверке




43

Морфологический разбор числительного. Повторение

Повторить полученные сведения о числительных, об их синтаксической роли; познакомить учащихся с морфологическим разбором имени числительного; закрепить правильное употребление числительных в косвенных падежах в устной и письменной речи; на примере содержания художественного текста прививать внимание и ответственность при работе с числительными

Повторение морфологического разбора имени существительного и имени прилагательного. Повторение оформления диалога

Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова


44

Т. А. 4. Языковая тема. Аудирование

Проверить уровень знаний и умений учащихся по теме «Имя числительное»; проверить умение восприятия и понимания текста на слух; развивать логическое мышление; прививать интерес к окружающему миру, истории


Наука. Религия. Культура. Искусство. Интересные факты

Тесты можно распечатать на каждую парту

Местоимение

45

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению

Дать понятие о местоимении как части речи, его особенностях, разрядах; учить сопоставлять материал, полученный на различных уроках (межпредметные связи); развивать навык раздельного написания местоимений с предлогами; через знакомство с лингвистическими сказками прививать учащимся любовь и уважение к русскому языку


Язык — духовная ценность Мастера художественного слова


46

Личные и возвратное местоимения. Склонение местоимений

Повторить формы личных местоимений при склонении; формировать орфоэпические нормы при употреблении личных местоимений; учить избегать неоправданные повторы в речи, используя местоимения; воспитывать уважительное отношение к людям; прививать нормы этикета

Повторение форм личных местоимений



47

Р. Р. 10. Особенности описания интерьера и природы

Повторить сведения о типах речи; познакомить с особенностями описания интерьера и пейзажа; развивая устную речь учащихся, формировать навыки составления сочинения-описания; воспитывать уважение и терпимость к ответам одноклассников

Повторение сведений о типах речи


Иллюстрации (фото) с изображением интерьера (8) и пейзажа (8)

48

Вопросительные и относительные местоимения

Познакомить с особенностями вопросительных и относительных местоимений; формировать умение отличать вопросительные от относительных местоимений, находя их в тексте; повторить сведения о сложноподчиненных предложениях; прививать внимание при работе

Повторение сведений о сложноподчиненном предложении



49

Неопределенные и отрицательные местоимения. Слитное, раздельное и дефисное написание. Правописание не и нм в местоимениях

Повторить написание местоимений с предлогами; дать понятие об образовании неопределенных и отрицательных местоимениях и особенностях их правописания; воспитывать уважение к личности человека, умение толерантно общаться с людьми различного положения


Наука. Религия. Культура. Искусство. Выдающиеся деятели культуры (художники)


50

Контрольное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания природы

Проконтролировать усвоение понятия описание природы; развивать навыки написания изложения по плану; учить видеть прекрасное в природе и жизни


Природа — национальное достояние. Времена года

Словарь для учащихся среднего и низкого уровня (РМ)

51

Притяжательные, указательные и определительные местоимения

Повторить усвоенные ранее разряды местоимений; углубить понятия о притяжательных, указательных, определительных местоимениях; формировать навыки творческого подхода к языку; прививать эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом мастеров слова

Повторение разрядов имен прилагательных

Язык — духовная ценность. Мастера художественного слова


52

Р. Р. 11. Основные источники материала для сочинения и приемы его сбора. Систематизация материала

Познакомить учащихся с источниками материала для сочинений соответственно данной теме, приемами сбора, вариантами его

систематизации; формировать навыки работы с дополнительной литературой; развивать творческое начало в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира

Повторение сведений об интерьере

Язык — духовная ценность. Пословицы, поговорки

Пословицы для «Кладовой подсказок»

53

Морфологический разбор местоимения. Повторение. Подготовка к Т. А. 5

Повторить сведения по теме «Местоимение»; закреплять орфографические навыки написания местоимений; развивать навыки выполнения морфологического разбора различных частей речи; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Повторение сведений по теме «Местоимение», морфологический разбор имени существительного, прилагательного

Природа — национальное достояние. Растительный мир. Проблемы защиты окружающего мира

15 распечаток диктанта «В зимнюю стужу» (РМ)

54

Т. А. 5. Языковая тема (тесты). Словарный диктант

Проверить уровень сформированности умений и навыков по теме «Местоимение»; развивать умение видеть языковую тему обобщенно; тренировать орфографическую зоркость и навык использования теории в практической деятельности; воспитывать сосредоточенность, ответственность в работе




55

Р. Р. 12. Совершенствование написанного (работа над ошибками, допущенными в изложении «Капли- сережки»). Простой план собственного текста

Обновить сведения о типах ошибок; проанализировать типичные

ошибки, допущенные в изложении; развивать у учащихся навыки коррекционной работы; обучать составлению простого плана собственного высказывания; прививать критическое отношение к своим работам, умение признавать ошибки

Повторение: простой и сложный план к тексту сочинения. Типы ошибок



Служебные части речи

56

Служебные части речи: предлог, союз, частица

Познакомить с группой служебных частей речи, с особенностями их употребления в речи; развивать навыки творческого восприятия материала; прививать моральные ценности, нравственные качества

Повторение частей речи

Человек. Моральные ценности. Нравственные качества


57

Предлог. Правописание предлогов: е на конце предлогов, слитное и раздельное написание

Познакомить с особенностями правописания предлогов; учить разграничению производных предлогов и существительных с предлогами; прививать уважительное отношение к языку, орфоэпическим нормам




58

Р. Р. 13. Сочинение-описание интерьера

Проверить усвоение сведений по подбору материала к описанию интерьера; развивать навыки устного сочинения с опорой на самостоятельно собранный материал и план; воспитывать у учащихся толерантное отношение к ответам товарищей

Повторение: работа над планом



59

Союз. Группы союзов по значению. Правописание союзов

Расширить понятие о союзах, их группах по значению; формировать навыки слитного написания союзов; проверить усвоение правил написания предлогов на практике; повторить ранее полученные сведения о сложных предложениях, знаках препинания в них; воспитывать уважение к труду учителя

Повторение сложных предложений и знаков препинания в них

Образование и наука. Школа и образование.

Труд и профессии. Мир профессий


60

Тренировочные упражнения

Развивать навыки устной монологической речи научного стиля; закрепить навыки написания предлогов и союзов; развивать навыки конструирования сложных предложений; воспитывать уважение к труду, учебе; учить вдумчиво готовиться к урокам

Повторение сведений о предлогах и союзах

Образование и наука. Школа и образование. Школа и воспитание

8 карточек № 1; 8 карточек № 2 (РМ)

61

Частица. Разряды частиц по значению

Повторить сведения о служебных частях речи; познакомить учащихся с разрядами частиц по значению; повторить правила и продолжить закрепление навыков написания не с различными частями речи; прививать интерес к окружающему животному миру

Повторение сведений о служебных частях речи, написания не с различными частями речи

Природа — национальное достояние.

Животный мир


62


P.P. 14. Стили речи

Понятие о публицистическом стиле. Публицистические жанры: информационное сообщение и другие

Повторить особенности стилей речи, опираясь на поэтический материал; познакомить учащихся с особенностями, сферой применения публицистического стиля, его жанрами; воспитывать уважение к профессии журналиста

Повторение стилей речи

Труд и профессии Мир профессий.

Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова


63

Междометие. Знаки препинания при междометиях

Познакомить учащихся с особенностями междометия и звукоподражательных слов, учить их различать; разъяснить цель употребления междометий в речи; продемонстрировать языковые возможности особой части речи: создание художественных текстов на основе междометий и звукоподражательных слов; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской культуре и языку


Мастера русского художественного слова. История и исторические личности. Страницы истории

Стихотворение «Как ловкий бегемот» на каждую парту (15 шт.) (РМ)

64

Контрольный урок. Проверка диалогов

Повторить сведения о требованиях к оформлению диалога, его частях; проверить сформированность навыков составления диалога, его оформления; закреплять навыки грамотной диалогической речи, умение стимулировать разговор на заданную тему; воспитывать уважение к труду товарищей

Повторение сведений о требованиях к оформлению диалога, его частях

Язык — духовная ценность. Труд и профессии.

Семья. Природа — национальное достояние


65

Повторение. Морфологический разбор служебных частей речи. Подготовка к Т. А. 6

Закрепить сведения о служебных частях речи, их морфологическом разборе; развивать навыки устной монологической речи научного стиля на заданную тему; воспитывать старание при выполнении поставленной задачи

Повторение морфологического разбора служебных частей речи

Язык — духовная ценность. Мастера русского художественного слова. Пословицы, поговорки


66

Т. А. 6. Языковая тема. Чтение молча

По вариантам проверить уровень усвоения материала о служебных частях речи и междометии; проверить умение зрительного восприятия и понимания текста, умение самостоятельно определять стиль речи произведения; воспитывать сосредоточенность в работе; прививать интерес к историческому прошлому русского народа


История и исторические личности. Страницы истории

Распечатка текстов «Как появилась газета» (РМ)

Повторение

67

Повторение орфограмм и пунктограмм, их закрепление в практической работе

Повторить изученные в 5, 6 классе орфограммы и пунктограммы; закреплять навыки определения орфограмм в словах, их опознания; учить систематизировать ранее изученный материал; прививать желание качественной работы на уроке; воспитывать осторожное отношение к грибам — дарам природы

Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5, 6 классах

Природа — национальное достояние.

Растительный мир


68

Контрольный диктант

Проверить знания учащихся по изученным в 6 классе темам, уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков; развивать внимание при работе с текстом большого объема; воспитывать любовь к природе, окружающему миру


Природа — национальное достояние


69

Р. Р. 15. Заметка в газету о поступках людей (рассуждение)

Повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля; расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение); воспитывать бережное отношение к людям и природе

Повторение стилей и типов речи, жанров публицистического стиля

Человек. Моральные ценности. Нравственные качества.

Природа — национальное достояние.

Растительный и животный мир

Карточки, собранные как домашнее задание, после урока 62

70

Р. Р. 16. Понятие об официально-деловом стиле. Деловые бумаги. Инструкция. Объявление

Дать понятие об официальноделовом стиле, видах деловых бумаг; познакомить с особенностями составления инструкции и объявления; воспитывать креативность у учащихся




* РМ — раздаточный материал.

** далее — P. P.

*** далее — Т. А.


Т. А. - 6

Контрольный диктант — 1

Контрольное изложение — 1

Р. Р. - 16

Аудирование — 2

Чтение молча — 2






Для любых предложений по сайту: [email protected]