Введение. О богатстве русского языка - ВВЕДЕНИЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Введение. О богатстве русского языка - ВВЕДЕНИЕ

Цели: расширить знания учащихся о богатстве русского языка; формировать необходимость понимания качества речи; воспитывать уважение к культуре через словесность.

Оборудование: карточки с афоризмами о русском языке (по 2 на группу) (РМ); карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ).

ХОД УРОКА

I. Постановка целей и задач урока


II. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Известный писатель Лев Успенский не только серьезно интересовался историей языка, но и интересно изложил материал в своей популярной книге «Слово о словах».

Задание

Послушайте отрывок из нее и ответьте на вопрос: зачем нужно изучать язык.

«Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство — жизнь.

Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. А мастерски владеть любым из них — стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером — это значит до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.

Из всех орудий язык — самое удивительное и сложное. Так достаточно ли знаем мы его?»


2. «Мозговой штурм». творческое применение изученного ранее материала о языке

Работа в группах (3 группы)

Задание

Прочитать высказывания известных писателей о языке, сделать вывод: почему русский язык называют богатым и выразительным, опираясь на изученное ранее. Один человек от группы заполняет доску (в сильном классе), в слабом — при помощи учителя.

О КРАСОТЕ, БОГАТСТВЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА

1) «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе» (М. В. Ломоносов).

2) «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдете слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности» (Н. М. Карамзин).

3) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Г. Р. Державин)

4) «...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.» (Н. В. Гоголь)

5) «...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть» (А. И. Герцен).

6) В словаре С. И. Ожегова около 53 тыс. слов (1 том), в словаре Д. Н. Ушакова больше 85 тыс. слов (4 тома).

Итог работы над цитатами — откорректированная запись на доске и в тетрадях.

• Распространенность русского языка.

• Наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, архаизмов.

• Мелодичность языка, основанная на славянских корнях.

• Постоянное обогащение за счет иностранных слов, неологизмов.

• Отражение мудрости веков.

• Через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций человека.


III. Закрепление материала

1. Межпредметные связи

• На каком еще школьном уроке мы знакомимся более глубоко с богатством, выразительностью, красотой русского языка? (Литературе)

• В каком разделе литературы отражается мудрость веков? (В устном народном творчестве)

• Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы)


2. Слово учителя

— Устное народное творчество и есть отражение богатства русского языка, мудрости. Часто мы употребляем присказки из сказок, пословицы, не задумываясь, что этим обогащаем, украшаем свою речь. Давайте проверим, как хорошо вы знакомы с пословицами.


3. Игра «назовите пословицу»

Игра проводится по системе «змейка»: начинает один ученик, за ним «змейкой» по ряду каждый называет пословицу на заданную тему. Если ученик не может сказать пословицу, учитель помогает из «Кладовой подсказок», а ребенок записывает ее в тетрадь. Игра прекращается по желанию учителя или по окончании подсказок.

Предлагаемая тема — об учении.

Кладовая подсказок

• Без муки нет науки.

• Век живи, век учись.

• Голова научит, руки сделают.

• Грамоте учиться всегда пригодится.

• Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.

• За ученого трех неученых дают.

• Корень учения горек, да плод его сладок.

• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

• Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

• Не кичись, а учись.

• Не научила мамка, так научит лямка.

• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

• Очки грамоте не научат.

• Пока живешь, до тех пор учись.

• Почитай учителя, как родителя.

• Сперва аз да буки, а там и науки.

• Ученье — путь к уменью.

• Ученый водит, а неуч сзади ходит.

• Человек неученый, что топор неточеный.


IV. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень

Прорекламируйте книжку Л. Успенского «Слово о словах», чтобы ее захотел прочитать каждый (любую другую книгу о языке).

Достаточный уровень

Найдите ответы на вопросы у Л. Успенского и расскажите о своих находках.

1) Почему букву Ф вы не увидите ни в одной строчке «Сказки о попе...», в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина? (Слова с этой буквой — заимствованные, а Пушкин писал на исконно русском языке.)

2) Были ли самолеты во времена Петра I? (Да, только слово самолет имело значение другое — самоходный паром.)

Средний уровень

Выполнить упражнение из учебника и выучить несколько пословиц об учении.


V. «На закуску»

— Прослушайте стихотворение и запишите, что такое русский язык, с точки зрения поэта А. Наумова.

УЧИТЕ РУССКИЙ

О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй ее и мил, —

Моя опора,

гордость,

радость,

Окно

В необозримый мир.

В ней нежность песни,

Мощь оружья,

Размах — и точность без затей.

Друзья мои, учите русский,

Учите русскому детей!

Служил он каждому, поведав

Итоги знанья и азы,

Язык ученых и поэтов,

Могучий, (пламенный) язык.

В пути ли вы,

В краю ли отчем —

Все дали с ним недалеки.

Он проводник,

Он переводчик

На все земные языки.

Учите русский — годы кряду,

С душой, с усердьем и с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]