Все уроки русского языка 6 класс
Введение. О богатстве русского языка - ВВЕДЕНИЕ
Цели: расширить знания учащихся о богатстве русского языка; формировать необходимость понимания качества речи; воспитывать уважение к культуре через словесность.
Оборудование: карточки с афоризмами о русском языке (по 2 на группу) (РМ); карточки для «Кладовой подсказок» на столе учителя (РМ).
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Известный писатель Лев Успенский не только серьезно интересовался историей языка, но и интересно изложил материал в своей популярной книге «Слово о словах».
Задание
Послушайте отрывок из нее и ответьте на вопрос: зачем нужно изучать язык.
«Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство — жизнь.
Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. А мастерски владеть любым из них — стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером — это значит до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
Из всех орудий язык — самое удивительное и сложное. Так достаточно ли знаем мы его?»
2. «Мозговой штурм». творческое применение изученного ранее материала о языке
Работа в группах (3 группы)
Задание
Прочитать высказывания известных писателей о языке, сделать вывод: почему русский язык называют богатым и выразительным, опираясь на изученное ранее. Один человек от группы заполняет доску (в сильном классе), в слабом — при помощи учителя.
О КРАСОТЕ, БОГАТСТВЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА
1) «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе» (М. В. Ломоносов).
2) «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдете слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности» (Н. М. Карамзин).
3) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Г. Р. Державин)
4) «...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.» (Н. В. Гоголь)
5) «...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть» (А. И. Герцен).
6) В словаре С. И. Ожегова около 53 тыс. слов (1 том), в словаре Д. Н. Ушакова больше 85 тыс. слов (4 тома).
Итог работы над цитатами — откорректированная запись на доске и в тетрадях.
• Распространенность русского языка.
• Наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, архаизмов.
• Мелодичность языка, основанная на славянских корнях.
• Постоянное обогащение за счет иностранных слов, неологизмов.
• Отражение мудрости веков.
• Через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций человека.
III. Закрепление материала
1. Межпредметные связи
• На каком еще школьном уроке мы знакомимся более глубоко с богатством, выразительностью, красотой русского языка? (Литературе)
• В каком разделе литературы отражается мудрость веков? (В устном народном творчестве)
• Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы)
2. Слово учителя
— Устное народное творчество и есть отражение богатства русского языка, мудрости. Часто мы употребляем присказки из сказок, пословицы, не задумываясь, что этим обогащаем, украшаем свою речь. Давайте проверим, как хорошо вы знакомы с пословицами.
3. Игра «назовите пословицу»
Игра проводится по системе «змейка»: начинает один ученик, за ним «змейкой» по ряду каждый называет пословицу на заданную тему. Если ученик не может сказать пословицу, учитель помогает из «Кладовой подсказок», а ребенок записывает ее в тетрадь. Игра прекращается по желанию учителя или по окончании подсказок.
Предлагаемая тема — об учении.
Кладовая подсказок
• Без муки нет науки.
• Век живи, век учись.
• Голова научит, руки сделают.
• Грамоте учиться всегда пригодится.
• Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.
• За ученого трех неученых дают.
• Корень учения горек, да плод его сладок.
• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
• Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
• Не кичись, а учись.
• Не научила мамка, так научит лямка.
• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
• Очки грамоте не научат.
• Пока живешь, до тех пор учись.
• Почитай учителя, как родителя.
• Сперва аз да буки, а там и науки.
• Ученье — путь к уменью.
• Ученый водит, а неуч сзади ходит.
• Человек неученый, что топор неточеный.
IV. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Прорекламируйте книжку Л. Успенского «Слово о словах», чтобы ее захотел прочитать каждый (любую другую книгу о языке).
Достаточный уровень
Найдите ответы на вопросы у Л. Успенского и расскажите о своих находках.
1) Почему букву Ф вы не увидите ни в одной строчке «Сказки о попе...», в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина? (Слова с этой буквой — заимствованные, а Пушкин писал на исконно русском языке.)
2) Были ли самолеты во времена Петра I? (Да, только слово самолет имело значение другое — самоходный паром.)
Средний уровень
Выполнить упражнение из учебника и выучить несколько пословиц об учении.
V. «На закуску»
— Прослушайте стихотворение и запишите, что такое русский язык, с точки зрения поэта А. Наумова.
УЧИТЕ РУССКИЙ
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй ее и мил, —
Моя опора,
гордость,
радость,
Окно
В необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах — и точность без затей.
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей!
Служил он каждому, поведав
Итоги знанья и азы,
Язык ученых и поэтов,
Могучий, (пламенный) язык.
В пути ли вы,
В краю ли отчем —
Все дали с ним недалеки.
Он проводник,
Он переводчик
На все земные языки.
Учите русский — годы кряду,
С душой, с усердьем и с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда — в нем самом.