Все уроки русского языка 6 класс
Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: углубить понятие о морфологических признаках существительного; формировать навыки грамотного написания собственных имен существительных, опознавая их в тексте; воспитывать у учащихся языковое чутье при их нахождении, опираясь на материал русского фольклора и развивая межпредметные связи.
Оборудование: иллюстрации старшеклассников к стихотворению А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» (или иллюстрации, раскрывающие суть стихотворения).
Имя существительное — хлеб языка.
Л. Успенский
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Чтение диалогов, их оценивание
2. Устная проверка орфограмм («змейкой»: 1 орфограмма — 1 ученик)
II. Актуализация опорных знаний
Словарный диктант
Задание
Обозначить изученные орфограммы.
Снегурочка, фольклор, устный, чудесный, свирель, береза, заморозки, местный, крестный, загадка, известный, воскресный, свадьба, обряд, праздник, богатырь, странствовать, коллективный, посиделки, прощанье, страшилка.
— Какое слово из диктанта может объединить все слова? (Фольклор)
— Какая это часть речи?
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Обратите внимание на эпиграф урока. Наша задача — доказать справедливость данного высказывания.
2. Задание
Прослушайте стихотворение, назовите часть речи, чаще всего используемую в стихотворении.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
(А. Фет)
3. Слово учителя
— С какой целью здесь использованы существительные? (Обозначить штрихами картину при некоторой недоговоренности, чтобы читатели сами ее дорисовали.)
— Рассмотрите иллюстрации старшеклассников к этому стихотворению и найдите наиболее созвучные со стихами. Удалось ли им передать «картинность» стихотворения?
— Возьмите одно любое существительное из текста, расскажите, используя его, все, что вы знаете о существительном.
4. Обобщающая схема по теме урока (частичная характеристика существительного)
5. «Наш друг — учебник»
Знакомство с правилом написания большой буквы и кавычек в именах существительных. Работа с учебником (с. 61).
V. Закрепление материала
1. Выборочный диктант
БАЙКА О ЩУКЕ ЗУБАСТОЙ
(Русская народная сказка)
В ночь на Иванов день родилась щука в реке Шексне очень зубастая. Лещи, окуни, ерши — все собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам. И стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей и окуней полавливать. Только косточки хрустят на зубах щуки зубастой. Собралась мелкая рыбица, и стали все думу думать.
На совет пришел и Ерш Ершович и сказал:
— Вот послушайте, что я буду баять. Не житье нам в Шексне, переберемся жить лучше в мелкие речки Сизму да Славенку.
С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Много наделала щука хлопот в Шексне, но потом и сама несдобровала, попалась на крючок.
Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная!
2. Проверка выполнения задания
3. Слово учителя
— Чему учит эта байка? Какую пословицу можно подобрать к ней? (Не рой другому яму, сам в нее попадешь.)
— Запишите предложение: «Байка о щуке зубастой» напечатана в сборнике Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки».
— Объясните написание собственных имен.
VI. Домашнее задание
1. Выучить орфограмму по учебнику.
2. Повторить следующие 5 орфограмм из курса 5-го класса (разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами, употребление ь для обозначения мягкости согласных, гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с), буквы з и с на конце приставок).
3. Упражнение 76.
VII. «На закуску»
— Назовите все правила написания большой буквы, которые здесь использованы, дополните их.
БОЛЬШАЯ БУКВА
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твоё,
Имя улицы,
Города.
Буква большая — совсем не пустяк,
В букве большой — уважения знак.
(Е. Измайлов)