Число и род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Число и род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: на базе имеющихся знаний расширить понятие о числе и роде имен существительных; познакомить с новым для учащихся явлением употребления существительных общего рода, наличием существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; воспитывать у учащихся культуру речи (правильное использование существительных общего рода).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Проверка знания орфограмм («змейкой»: 1 ученик — 1 орфограмма)

2. Словарный диктант (объяснить изученную орфограмму)

Шью, клянчить, река Днепр, брошюра, муравьед, сгубить, сверстник, трехъярусный, вьюга, со мной, сделать, разъяриться, снисхождение, произведение Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», из-за горы, бесхитростный, здание, съемка, жюри, гигантский, ровесник, просьба, при мне, безъязыкий, газета «Крымские известия».


II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

— Что такое имя существительное?

— Назовите его постоянные признаки.

— Как изменяется имя существительное?

2. Синтаксическая пятиминутка

Задание

Объяснить знаки препинания, найти существительные, охарактеризовать их.

Серебрянка — мелкая речушка.

«Труд» — известная газета в России.


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

— Расскажите о роде существительных.

1. Лабораторная работа

Задание

Внимательно прослушать текст, ответить на вопрос в конце текста.

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА

Костя Ошибкин серьезно обиделся:

— Ты — задира, — со слезами в голосе объявил он Пятеркиной.

— Сам ты, Костя, — задира. Да еще и правил не знаешь, — бойко ответила она.

— Знаю. Я все знаю, только ошибаюсь иногда. Зато ты — зазнайка, Лена.

Лена и тут не обиделась, засмеялась и ответила:

— Костя, а ты не бываешь зазнайкой?

— Нет. Зазнайками, плаксами, задирами и непоседами бывает только женский пол.

Лена пожала плечами и спросила:

— А вы как считаете? Только ли к женскому роду относятся эти слова?


2. Работа с учебником (с. 70)

Задание

Составьте словосочетания со словами общего рода.

— Сколько родов у имени существительного?

3. Запись

Род: женский (собака); мужской (цветок); средний (солнце); общий (работяга, плакса, жадина).

— Согласуйте данные слова общего рода с именами прилагательными (лучше записать в тетрадь).

4. Слово учителя

— Расскажите о числе имен существительных. Всегда ли у существительного есть единственное и множественное число?

5. Работа с учебником (с. 67, 68).


V. Закрепление материала

1. Определите число имен существительных

Молоко, белила, ножницы, Симферополь.

2. «На закуску»

Задание

Выпишите слова из стихотворения, которые будут всегда в единственном числе.

КИСЛЫЕ СТИХИ

Встало солнце кислое,

Смотрит — небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло.

И спешат несчастные

Кислые прохожие,

И едят ужасное

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

Было настроенье.

(Р. Сеф)


VI. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Высокий уровень, достаточный уровень

Написать 5 предложений на одну из тем: «Я готовлю обед», «Мы с отцом мастерим», используя слова общего рода и слова, имеющие только единственное или множественное число.

Средний уровень

Выполнить упражнение 92.






Для любых предложений по сайту: [email protected]