Р.Р.5. Текст и его основные признаки - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.5. Текст и его основные признаки - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: таблицы понимания (РМ); карточки для работы в 4 группах.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Сообщения учащихся «Сложные случаи. Окончания существительных во множественном числе».


II. Актуализация опорных знаний

1. Объяснительный диктант

Учащиеся работают на доске и в тетрадях.

Задание

Напишите текст, объясните известные орфограммы и пунктограммы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ОБРЯДЫ

Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:

Уходи, муха, вон,

Хозяин идет в дом.

Ты лето летовала,

Дай мне зиму зимовать.

После этого ставили сноп к иконам.


image12


2. Пятиминутка понимания


Задание

Фамилия, имя ученика

1. Что я знаю по теме урока

Развернутый ответ

В начале урока

2. Что я хочу узнать

Развернутый ответ

В начале урока

3. Что я узнал

Развернутый ответ

В конце урока

4. Как применить в жизни полученные сведения

Развернутый ответ

В конце урока

5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные

Развернутый ответ

В течение урока или в конце урока


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Запись

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Слово учителя

— Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым. Такая связь называется цепной. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого. Такая связь называется параллельной. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом — без труда, верным слову — верность слову); местоимений (человек — он); синонимов (книга — издание; сочинение — произведение, творение).

— Расскажите, как и при помощи чего связаны предложения в тексте «Интересные обряды».

3. Признаки текста

Работа с учебником (с. 219).

• Связность.

• Завершенность.

• Членимость.

• Информативность.

• Подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста.

4. Структура текста



V. Закрепление материала

1. Работа в группах (4 группы)

Задание

Восстановить текст, исходя из признаков, характерных для текста. Проставить знаки препинания.

КАРТОЧКА 1

1. Встречая ее, все, кто может, отправляются в церковь на Крестный ход.

2. Они пели духовные стихи о воскресении Иисуса Христа, прославляя Господа своим пением.

3. Пасха церковный праздник величайшего духовного торжества и ликования.

4. К шествующим присоединялись убогие слепцы которые существовали подаянием.

Ответ. 3, 1, 4, 2.

КАРТОЧКА 2

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ. 2, 4, 3, 1.

КАРТОЧКА 3

1. Петров день — 29 июня по старому стилю, праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.

2. Поэтому в летописях нередко говорится о трех или четырех солнцах.

3. В Петровскую ночь никто не спал все «караулили солнце».

4. Народные обряды и поверья этого дня связаны с солнцем.

5. Люди верили в необычное горение солнца говорили что оно «играет», разделяясь на многочисленные разноцветные круги.

Ответ. 1, 4, 5, 2, 3.

КАРТОЧКА 4

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся- румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ. 3, 1, 2, 4.


2. Проверка выполнения задания

— Какой общей темой можно объединить все эти тексты?

— Как вы считаете, для чего мы сегодня их использовали в своей работе?


VI. Итог урока

Заполнение таблицы понимания. Листики сдаются учителю для анализа и дальнейшей коррекции.


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Для всех

Повторить 5 орфограмм (лаг-лож; раст-рос; кас-кос; гар-гор; зар-зор).

Высокий уровень, достаточный уровень

Сделать по 2 карточки с 4—5 предложениями, которые перепутаны, но собираются в текст при обмене местами (по образцу работы в классе).

Средний уровень

Выполнить упражнение 376.






Для любых предложений по сайту: [email protected]